Казахстан: Будет ли больше молока
В Павлодарской области идёт ежегодно некоторый рост производства молока, однако темпы роста могли бы быть и выше, если бы удалось задействовать имеющиеся резервы и возможности. Пока дело идёт медленно, отмечает собкор «КазахЗерно.kz».
В нашей области средний надой от коровы в прошлом году не достиг трёх тысяч литров, в индивидуальных крестьянских хозяйствах и на личных подворьях – значительно меньше, что-то около двух с лишним тысяч литров за год. То есть с советских времен, уже четверть века молочная отрасль не то, чтобы топчемся на месте, но развивается медленно. А в развитых странах удой от шести до десяти тысяч литров – это уже реальность.
Почему? Все дело в технологии, которая должна учитывать все факторы: условия содержания, породность и, конечно же, кормовую базу молочного животноводства. Как говорил мне руководитель одного из самых продвинутых хозяйств нашей области Александр Касицын, мало импортировать технику или породистый скот. Для достижения успеха надо в полной мере покупать и импортировать технологии.
И в области уже есть примеры того, когда, сотрудничая с западными или украинскими молочными компаниями, производителями современного оборудования и техники, некоторые хозяйства перешагнули пятитысячный рубеж надоев молока. И все при этом подчеркивают: «Да, нужен высокоудойный скот, да, необходимо современное оборудование для молочно-товарной фермы, но при этом надо решить ещё одну важнейшую задачу – обеспечения молочного стада качественными и сбалансированными кормами. А у нас, как правило, не хватает белковых и сочных кормов, хотя именно они, в конечном счёте, и дают основную прибавку в надоях. И здесь у нас слабо используется такой резерв, как выращивание белковых кормов на орошаемых землях.
Если не учитывать пока ещё низкие показатели надоев, то в области уже немало сделано для развития молочной отрасли, естественно, при использовании крестьянами инструментов государственной поддержки. Однако пора, давно пора от 3-4-процентного роста производства молока в год переходить к новому содержанию работы на фермах. Для этого нужно изменить ситуацию в корне – необходим, если хотите, качественный рывок. Тем более что у нас с постоянным расширением площадей орошаемого земледелия открываются хорошие перспективы в деле выращивания белковых и сочных кормов. И может быть, пора ещё раз, исключительно в деловом аспекте, поговорить с фермерами-молочниками, руководителями ТОО, занимающимися молочным животноводством, представителями молокоперерабатывающих предприятий и крестьянами, использующими орошение, о перспективах молочного скотоводства и развития кормовой базы в регионе.
На первый взгляд, динамика у нас проглядывается. В области числится почти 215 тысяч тысячи коров молочного направления, при этом статистика постепенно меняется в пользу организованных сельхозпредприятий, где увеличивается дойное стадо, причём за счёт высокоудойных коров. Личные подворья, куда западные технологии однозначно не дойдут, тоже вообще-то не надо бы сбрасывать со счетов. Хотя тут мало племенного скота, а вот в организованных хозяйствах упор делается как раз на него. Доля племенных высокоудойных коров в ТОО и крестьянских хозяйствах неуклонно растёт, в том числе и за счёт открытия всё новых и новых современных молочно-товарных ферм. Картину улучшает и то, что в республиканской палате по крупному рогатому скоту молочных пород зарегистрировано около двадцати хозяйств из нашей области. Маловато, конечно, но тут, скорее, важно не число хозяйств, а как раз численность поголовья, возможность его продавать и покупать с государственной поддержкой через субсидирование.
У нас пока можно назвать относительно крупными 30 с лишним молочно-товарных ферм, они, кстати, поднимались и за счёт недавнего субсидирования за реализацию продукции по программе повышения продуктивности и качества продукции животноводства. Высока доля молочного скота только в сельских зонах Аксу и Павлодара, хотя, справедливости ради надо сказать, что общее поголовье здесь несравнимо меньше, чем в сельских районах.
Мы можем продавать племенной скот у себя в области, есть несколько хозяйств, которые этим занимаются целенаправленно. Например, то же «Галицкое» из Успенского района. Однако для «племенного прорыва» нам всё равно и в дальнейшем придется закупать племенной скот либо в соседних областях Казахстана, либо за рубежом. Что, кстати, многие и делают.
Мы вроде бы и двигаемся вперед, но очень уж медленно. К примеру, если в 2000 году численность крупного рогатого скота в области была в пределах 226 тысяч голов, то к началу нынешнего года, то есть за двадцать лет, с учетом закупа, поголовье увеличилось до 448 с лишним тысяч голов. Повторим, за 20 лет и при действии субсидируемых государство программ, при завозе тысяч голов из-за рубежа. Цифра, конечно, хороша, но это ведь за два десятка лет, и сколько в обласном стаде остаётся низко продуктивных аборигенов, наверное, ещё надо разобраться. Молочное стадо увеличилось за 20 лет до 213-215 тысяч голов, а ведь учитывая громадный сброс поголовья в реформенные 90-е годы, нам до уровня даже не очень хорошего 1990 года ещё надо дойти.
Производство молока возросло, а средний удой – не очень, правда, его несколько подправляют современные МТФ с импортными коровами, которые дают до 5-6 тысяч литров молока в год. То есть мы в значительной степени по-прежнему наращиваем производство не столько за счёт высоких удоев, сколько за счёт увеличения поголовья, не очень продуктивного, скажем так, молочного стада. Эта экстенсивщина, видимо, в мозгах засела надолго. Не случайно у нас остаются незагруженными перерабатывающие молоко предприятия области. Даже летом, когда идёт сезон большого молока. А ведь во все времена основная нагрузка на предприятия шла именно в летний период – с мая по август, многие годы именно так в хозяйствах планируется отёл коров. Сейчас на современных МТФ по-другому планирую рождаемость телят, стараясь выровнять процесс отёла по году. Но это пока не делает погоды на общих показателях. Вот и получается, что летом месячная загрузка молзаводов оказывается в пределах 80-85 процентов, а зимняя – значительно меньше. А вот в странах с действительно продвинутым молочным животноводством отёлы планируются так, что молоко с ферм идет стабильно весь год. Достигается это полным стойловым содержанием животных при технологически сбалансированном кормлении коров. К такому содержанию уже перешли наши крупные хозяйства-молочники, имеющие и современные фермы и надёжную кормовую базу. Подобное приходилось видеть на фермах ТОО «Победа» Щербактинского района.
В этом году в области сдадут в эксплуатацию ещё несколько новых МТФ, куда завезут высокоудойных коров из-за рубежа. У нас создан хороший резерв перерабатывающих мощностей, дело только за существенным увеличением производства молока. И здесь никак не отойти от традиционной темы цен закупаемого у крестьян молока. У крупных производителей, гарантирующих охлаждение и качественные показатели – заводы берут подороже, мелкие производители, работающие через заготовительную сеть, получают за своё молоко маловато, это при том, что затраты на корма ежегодно возрастают, да и на скот и технику тоже. Так что с ценовой политикой закупки молока у производителей уже давно пора навести порядок, выработать какие-то единые стандарты, через которые не смогут переступить ни заготовители, ни переработчики.
Все это хорошо. Но мы, импортируя западные технологии и скот, всё равно столкнёмся, а точнее уже столкнулись, с проблемой обеспечения технологически выверенных рационов для скота. То есть решающим направлением развития молочного скотоводства и повышения его конкурентоспособности станет создание кормовой базы. Особенно в этом году, когда сухая весна и продолжающаяся жара не дают поводов для оптимизма в деле заготовки сена. На житняках вообще ничего не возьмём. Значит, надо думать, каким образом, за счёт чего выходить из положения. И не только в этом году, но и в перспективе.
Один из путей решения проблемы – использование возможностей поливного земледелия. Необходимо резко увеличить на орошаемых участках плантации кормовых культур, это, кстати, поможет разработать сберегающие землю севообороты. Есть и ещё одна цель: увеличив производство кормов, хозяйства, занимающиеся орошением, задумаются над созданием собственных ферм. А это дополнительный резерв увеличения производства молока в области. Пойти на диверсификацию орошаемого клина области вынуждает создавшаяся ситуация: удельный вес орошаемых земель в области пока невелик – около четырёх процентов от общей площади пашни. Но это все-таки под 86 с лишним тысяч гектаров, которыми, если распоряжаться с умом, можно решать немало задач, в том числе и в кормопроизводстве. Но у нас чуть ли не половину орошаемого клина занимает картофель, а ещё – овощи и арбузы, и только около четверти занято кормовыми культурами. А при нашей потребности неплохо бы было хотя бы половину орошения пустить под выращивание кормов. Тем более что, увлёкшись монокультурами, наши крестьяне производят столько картофеля и моркови, что ежегодно переживают немалые проблемы с их реализацией. Значит, диверсификация все равно нужна.
И от этого никуда не уйти: необходимость диверсификации орошаемых земель назрела объективно. Для повышения продуктивности животноводства нужно увеличить производство полноценных, сбалансированных по белку, витаминам и минеральному составу растительных кормов – за счёт расширения орошаемых земель, на которых выращивали бы кукурузу, однолетние и многолетние, бобовые культуры. А у нас даже люцерной ещё хорошенько не занялись, хотя все понимают её ценность. А неплохо бы было, несмотря на некоторые подвижки в последние годы, особое внимание уделить именно люцерне, которой, кстати, вплотную занимаются западные страны. Используют люцерну, можно сказать, универсально – на выпас, зелёный корм, сенаж и сено, травяную муку и силос. В 100 килограммах правильно убранной люцерны содержится 21,7 кормоединицы и больше четырёх килограммов перевариваемого белка. И, к слову, у нас есть районированные, проверенные практикой сорта люцерны.
О люцерне и её неимоверной полезности в последние годы говорили много, не зря же у нас её китайцы готовы закупать. Причём все – практики и продавцы техники и технологий, крестьяне и ученые едины во мнениях. Но где же реальные действия? Не очень сложна технология выращивания и заготовки люцерны. И это действительно важно, ведь уровень рентабельности и получение чистой прибыли в животноводстве в значительной степени, если не в решающей, зависят от стоимости кормов, так как в структуре затрат именно корма дают половину себестоимости конечного продукта. А в молочном скотоводстве без включения в структуру рациона зелёного корма, сенажа и силоса невозможно даже планировать высокие удои и повышать качество молока. А это, как-никак, основное условие подъёма отрасли в нашей области. Люцерна обойдётся в десять раз дешевле, чем вынужденное использование концентратов в виде комбикорма из дорогостоящего зерна. И это только один резерв, один фактор, но как он важен. И таких «мелочей» в молочном животноводстве немало.
Но повысить эффективность поливного гектара можно только используя влагосберегающие технологии и вводя кормовые севообороты. Это надо сделать для дальнейшего углубления специализации хозяйств на производство кормов. Хотя, конечно, при этом придётся всё-таки идти и на развитие межхозяйственной кооперации. Специалистами рекомендуются при этом на орошаемых землях кормовые севообороты, направленные на выращивание силосных культур, однолетних и многолетних трав с технологически выверенными в каждом отдельном хозяйстве схемами чередования культур.
Всё это не просто слова или какие-то прожекты, если заняться всерьёз, мы и в самом деле способны переломить ситуацию с кормами, а фермеры, использующие орошение, могли бы продавать такие корма, заключив заранее договоры с молочными хозяйствами или с теми же китайцами. Да и сами получат возможность вплотную заняться животноводством. И в нашей области можно найти немало примеров соединения орошения с ведением молочного скотоводства, они говорят об эффективности современных технологий. И именно на орошаемых землях, при применении прогрессивных технологий заготовки и хранения кормов, можно значительно увеличить выход кормов в расчёте на любую единицу площади. А это выльется в снижение себестоимости кормов, а значит, и себестоимости молока. Молока, которое всегда востребовано на рынке в любом количестве.
Новости по этой теме:
Казахстан — в «черном» списке лидеров по бруцеллезу
Казахстан: Растет производство молока
Казахстан: Животноводы получают субсидии
Казахстан: Более 1 млрд тенге субсидий выделены животноводам
В 2019 году Тамбовские предприятия увеличили производство молока на 37%
Ключевые слова:
животноводство,молоко
География новости:
Казахстан
или неработоспособность ссылки, выделите на странице этот фрагмент и отправьте его
aдминистратору нажатием Ctrl+Enter.