Обзоры прессы
|
Обзор рынка средств маркировки молочного стада в России / Agroru.com05.04.2012В вопросах маркировки в молочном животноводстве России сегодня царит полнейшая неразбериха, что становится очевидным, если сравнить между собой подходы к решения подобных вопросов в 10-20 различных фермах. В целом можно сказать, что коров в России маркируют преимущественно для обозначения животных, имеющих различные заболевания и прочие проблемы со здоровьем, проходящих курс лечения и принимающих антибиотики. Это явление вполне понятно, поскольку прямо обусловлено существующим законодательством. Ведь если в молоке будет обнаружено превышение допустимого количества медикаментов, то для фермы это может вылиться в солидные штрафы в зависимости от объемов производства и тяжести самого нарушения. Также существуют различные системы маркировки новотельных коров, коров из родильного отделения, коров, страдающих маститом, сухостойных коров, а также в некоторых других случаях. Однако опять же следует оговориться, что здесь речь идет не о каких-то четких правилах или общепринятой практике, а лишь о наиболее часто встречающихся случаях. Интересно, что в европейских странах маркировка животноводческой продукции и скота в последние годы приобретает все более обязательный и строгий характер. Многие производители в Германии устанавливают на своих животных долгосрочные средства идентификации в том случае, если на одной ферме находятся животные разных пород, к примеру, Гелбфи и немецкая симментальская порода. То есть фермеры разграничивают своих животных, что российскому фермеру может показаться необычным – ведь различить их можно даже на глаз. И законодательно подобные вещи в ЕС не установлены, так что дело тут судя по всему в традиционной немецкой педантичности. Как правило, в ЕС для размежевания стада используются долгосрочные средства идентификации, а для обозначения животных с заболеваниями, или проходящих курс лечения применяются временные средства идентификации. Крепятся они стандартно на ногах (причем в отличие от российских ферм на обеих передних) или на хвосте. Фермы, где размежевание стада с помощью маркеров не проводиться могут использоваться долгосрочные средства идентификации также для отграничения проблемных коров. Основные виды маркировки Можно выделить два основных способа маркировки животных на фермах в молочном животноводстве
· Маркировка с помощью изолент · Маркировка с помощью клипс и бирок · Маркировка с помощью иных, непрофессиональных средств (различные повязки, спреи, краска и прочие условные обозначения) 2. Долгосрочная – может применяться для различных целей, в то числе и для тех, что предусмотрены в первом пункте, однако, как правило, бывает предназначена для выделения отдельной обширной группы животных из общего стада. В свою очередь подразделяется на:
Временные средства маркировки Рынок всех данных изделий является дифференцированным, в зависимости от класса производителей ими используются различные из вышеперечисленных средств. На сегодняшний день на временные средства маркировки приходится порядка 70% всего объема рынка, из которых примерно 30% приходится именно на изоленты. В денежном выражении эти цифры оценить достаточно трудно, поскольку статистика по данному направлению традиционно не ведется. Изоленты привлекают хозяйства своей относительной дешевизной – временная маркировка обычно необходима на срок от 10 дней до двух месяцев, и изолента для этих целей подходит как нельзя лучше. Правда, как показывает практика отечественные производители молока традиционно не стремятся учиться на своих ошибках. Изолента имеет высокие шансы слететь с животного под воздействием влаги, а также некоторых прочих факторов, поэтому укреплять ее надо на обеих передних ногах, но по непонятным причинам в подавляющем большинстве случаев она крепится лишь на одной ноге. Непрофессиональные средства маркировки используются исключительно в мелких хозяйствах, или на частных подворьях. Доля такого вида маркировки в общей структуре рынка в последние годы стабильно снижается. Средняя цена на изоленту может составлять от $1 до $2, что же касается подручных материалов, то они традиционно не имеют никакой стоимости или имеют минимальную стоимость. Клипсы и бирки вместе занимают примерно 20% объемов рынка. Стоимость у них относительно небольшая – порядка $3-$4 за упаковку, однако их применение требует специального оборудования, тавратора или клипсатора, стоимость которого может превышать $100, делая такой вид маркировки несколько невыгодным. Долгосрочные средства маркировки На долю ремешков приходится порядка 20% объема рынка – на сегодняшний день это самое популярное средство долгосрочной маркировки животных на молочных фермах. На повязки приходится порядка 7% объемов рынка, а на прочие средства долгосрочного обозначения – не более 3%. Средняя стоимость повязок варьируется в пределах от $10- $14, что делает их самым дорогим средством маркировки. Ремешки стоят сравнительно дешево – порядка $4 за штуку. Среди иностранных производителей российские хозяйства традиционно предпочитают британскую фирму Kerbl. Вместе с тем порядка 85% объемов рынка повязок и ремешков приходится на отечественных и белорусских производителей вместе взятых. Татуировки как можно догадаться не стоят производителям ничего, опять же как в случае с клипсами, за исключением покупки татуировочного аппарата. Популярность данного вида маркировки в последние годы также растет, в особенности среди крупных комплексов. Татуировки являются очень удобными – на животном можно обозначить любую информацию, разделить поголовье по любым признакам весьма понятным способом. На Татуировки приходится порядка 8% от общего объема рынка. Ошейники и так называемые чин-болы российскими хозяйствами используются достаточно редко – на сегодняшний день на их долю приходится не более чем 2% объема рынка. Структура потребительского рынка Как уже отмечалось, средства маркировки традиционно имеют своих покупателей. Среди средних производств наиболее популярными средствами маркировки являются изоленты и ремешки – соответственно, используются для маркировки в краткосрочной и долгосрочной основе. Фермы и производства небольших размеров традиционно делают выбор в пользу изолент. Крупные комплексы могут использовать несколько различных видов маркировки – к примеру, клипсы и бирки одновременно, а также те же самые ремешки и повязки. Татуировки и клипсование чаще всего встречаются на крупных и средних предприятиях, поскольку при небольшом количестве поголовья значительно выгоднее не приобретать дорогостоящее оборудование, а ограничиться лишь небольшим количеством стандартным средств обозначения. Если же поголовье является многочисленным, то использование татуировок становится более оправданным. Основные тенденции и перспективы После вступления в России в ВТО в молочном животноводстве эксперты по большей части предсказывают консолидацию рынка, укрупнение хозяйств, снижение показателей рентабельности (примерно на 20%), а также увеличение срока окупаемости инвестиционных проектов. Следует понимать, что для рынка маркировки молочного скота в России здесь важно тот факт, что большая часть продукции будет приходиться на крупные комплексы, а также благодаря определенным рыночным факторам производители смогут сохранить показатели доходности, только увеличивая стадо молочного скота. Таким образом, разумно предположить, что доля дешевых средств маркировки постепенно будет сходить на нет. Многие комплексы уже сегодня, очевидно, тяготеют к татуировкам, которые, по мнению многих руководителей, являются, наиболее, профессиональными средствами маркировки. Уход с рынка множества игроков небольших размеров приведет к значительному (до 2020 года примерно вполовину) снижению использования изолент, красок, спреев и прочих средств временной маркировки скота. Однако директивного регулирования на этом рынке не предвидится – по основным болезням скота кроме Африканской чумы свиней (АЧС) Россия имеет вполне благоприятную ситуацию, нормы ВТО и основных стран партнеров не требуют от отечественных производителей строгой маркировки молочного скота, равно как и того же самого не делает внутреннее законодательство. В тоже время Россельхознадзору сейчас и на ближайшие годы будет хватать работы в плане борьбы с той же самой АЧС, чтобы обращать внимания на вопросы маркировки скота. В долгосрочной перспективе, скорее всего животноводом все же когда-нибудь заставят маркировать своих животных особым образом, поскольку Европа, как законодатель моды в данном направлении, сегодня демонстрирует наличие подобного стремления, однако к тому моменту конъюнктура российского рынка уже успеет претерпеть значительные изменения. Несмотря на тот факт, что подсчитать объем рынка средств маркировки в денежном выражении в настоящее время не представляется возможным, допустимо предположить, что именно в денежном выражении он будет расти, для чего есть все предпосылки, а именно: стабилизация численности поголовья в молочном животноводстве, рост доли крупных хозяйств, которые более склонны к использованию средств маркировки, и больший уклон в сторону более дорогостоящих средств маркировки (опять же по причине укрупнения производств). Параллельно необходимость маркировки сегодня осознают сами производители – поскольку какой бы метод выбран не был, такой подход в значительной степени упрощает контроль производства и отслеживание жизни животных. В последние годы, к слову, на рынке появляются новые средства маркировки – в частности электронные ушные бирки, а по мнению некоторых экспертов в плане маркировки будущее именно за электронными технологиями – мол, будут вживлять в уши животным микрочипы, которые станут их индивидуальными паспортами. Что то похожее сейчас планирует ввести Россельхозндазор в свиноводстве, и концепция такого чипа уже разработана. Несложно предположить, что если в 2018 году все свинью будут оснащены такими чипами, то впоследствии аналогичная судьба ждет и молочное стадо, что отменит необходимость использования любых средств маркировки в принципе. Agroru.com |