Обзоры прессы
|
Хорошее молоко ищи недалеко / Комсомольская правда05.03.2012Молоко - стратегический продукт питания, один из главных показателей продовольственной безопасности, да и просто спутник всей нашей жизни. Так что вполне объяснимо особое внимание к молочной отрасли региона со стороны областных властей, специалистов и просто граждан. Самые актуальные вопросы развития молочного хозяйства и переработки обсуждали на круглом столе в «КП»: председатель некоммерческого партнерства «Союз животноводов Урала» Елена Стафеева; генеральный директор ЗАО «Новопышминское» Наталья Мошегова; генеральный директор ООО «Шиловское» Андрей Шабельников; председатель СПК «Килачевский» Анатолий Никифоров; заместитель начальника отдела Свердловского Роспотребнадзора Ольга Харитонова. НА ПУТИ К СОВЕРШЕНСТВУ Елена Стафеева: Молочная отрасль у нас сегодня достаточно стабильна, более того уверенно идет по пути к совершенству. В 2011 году произвели молока 570,9 тыс. тонн, а это на 3,4% больше, чем в 2010м; 17 хозяйств области получили очень высокие надои более 7 тыс. кг на корову, а 111 доярок надоили даже больше 8 тыс. тонн на корову. Поголовье тоже стабильно как и количество самих «молочников». А наше замечательное племенное стадо известно далеко за пределами области. Причем Свердловская область одна из немногих в России, где нет лейкоза: молоко чистое! Анатолий Никифоров: Не только лейкоза; нет и туберкулеза и бруцеллеза! А если к этому прибавить еще и качественные корма, и современные технологии ухода, как в «Килачевском», станет понятно, почему мы сдали в прошлом году своим переработчикам 99,2% молока высшего сорта. И поголовье КРС мы бережем: даже в лихие 90е наращивали его, а теперь тем более. Только дойных коров в хозяйстве 2 420, а все стадо около 7 тыс. голов. Елена Стафеева: Качественное сырье на переработку это главное для получения качественной конечной продукции. И здесь, конечно, необходимо правильно содержать и кормить скот, но прежде всего перестроить головы всех специалистов на новый лад, чтобы решать современные задачи. К примеру, сегодня уже 15% местного поголовья содержится беспривязно; балансировка рационов производится на компьютере… Андрей Шабельников: Причем расчет ведется по трем десяткам показателей, включая микроэлементы! Поэтому и результат получается соответствующий молока много и оно отличного качества. МОЛОКО ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ Андрей Шабельников: Если у коровы все хорошо, она будет веселой и даже игривой. А психологическое состояние тоже сказывается на качестве молока ведь это очень чувствительный «живой» продукт. Поэтому так важно не везти его за 300 км на молзавод и не разделять там на фракции, чтобы потом соединить в «нормализованном молоке»: это уже совсем другой напиток, даже если он соответствует всем нормативам. Я считаю, что молоко должно быть природным, натуральным, произведенным и упакованным сразу, на месте. В «Шиловском» все происходит именно так. Наталья Мошегова: Это и наш случай. «Новопышминское» и производитель, и переработчик. В Свердловской области 25 таких «комплексных» хозяйств. И, надо сказать, это подталкивает к повышению качества всей работы. Например, до того как у нас появилась своя переработка, мы использовали бобовые в качестве корма. Молока получалось больше, но вкус был хуже. Теперь мы ориентируемся прямо на потребителя; для этого перешли на другие виды бобовых культур. А если говорить о свежести молока, то оно у нас поступает в переработку парным, сразу изпод коровы. А кроме молока в нашем «потребительском портфеле» сметана, творог и творожные массы, йогурт, «Снежок», кефир и сливочное масло. Мы очень стараемся не уронить свою репутацию. Сегодня удержаться на молочном рынке можно только за счет хорошего имени. БЕГ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ Елена Стафеева: У молочной отрасли есть и успехи, и свои проблемы. Хотелось бы поблагодарить нашу исполнительную власть и наших депутатов за бюджетную поддержку. Субсидии на молоко в течение последних пяти лет за каждый килограмм реализованного молока (хотя три года они не меняются, несмотря на инфляцию) стабилизируют молочное животноводство. Значима для нас и поддержка племенного стада. Огорчает, что стал меньше размер технических субсидий (на новую с/х технику и технологии): ведь технический уровень важнейший фактор развития. Еще нас очень напрягает отношение надзорных органов, которые вместо конструктивной помощи в преодолении реальных трудностей часто играют роль сборщика податей и, по сути, мешают развиваться. Количество контрольных органов измеряется десятками. Думаю, что это нерациональный путь. Не штрафы обогащают наш бюджет, а налоги успешных хозяйств. Ольга Харитонова: Но у нас есть повод для тревоги. По результатам наших проверок в 2011 году 193 пробы не соответствовали техрегламенту. Удельный вес некачественной молочной продукции в торговой сети составляет 48,5%. Больше всего проблем со сливочным маслом и сгущенкой. В последних тестах 65% масла и 82% молочных консервов не соответствовали техрегламенту. Причем местные марки масла (в основном это фасовщики) дают гораздо больше фальсификата и брака, чем «иногородние». До последнего времени фальсификаты были выгодны: они давали прибыль намного выше, чем штрафы. С января 2012 г. санкции выросли в разы. Будем надеяться на улучшение ситуации. Андрей Шабельников: Опасность тут в том, что в фальсификатах молочный жир заменен на жир тропический, растительный. Это отнюдь не полезно для потребителей. Ольга Харитонова: Жирность, содержание белка и т. п., как правило, на совести производителя и переработчика. Но справедливости ради надо сказать, что причинами появления микробиологических отклонений в пробах часто становятся условия хранения в самих магазинах. Анатолий Никифоров: К торговле вообще есть серьезные претензии, в частности, к ее ценовой политике. Летом, когда закупочные цены на молоко снижаются примерно на 15% (а для производителей это очень ощутимо!), розничные цены на молочные продукты только растут. Это же чистый обман! Мы теряем эффективность производства и прибыли, люди теряют свои деньги, переплачивая. А продавцы наживаются. В Германии, например, снижение закупочных цен сразу ведет к удешевлению товара в магазинах. У нас для этого нужна политическая воля, так же, как и для обуздания роста монопольных тарифов на ГСМ и электроэнергию. Как мы, вступив в ВТО, будем в таких условиях конкурировать с западными «коллегами»? Если еще учесть, какая у них техническая и кадровая вооруженность, какая производительность труда… Елена Стафеева: Да, кадры, и прежде всего классные специалисты, для нас очень больная тема. На селе дефицит жилья и «удобств» для специалистов, да и зарплата в сельском хозяйстве в два раза ниже средней по области. Наталья Мошегова: Людей не хватает на всех уровнях от рабочих специальностей (доярки, скотники и т. п.) и среднего звена (бригадиры) до руководящих управленцев (главный технолог, зоотехник, ветврач). Это государственная проблема; и дело не только в жилье и субсидиях. Молодежи на селе некуда деться почти не осталось клубов, нет спортзалов, дискотек… никакого досуга и развития! Из сотен выпускников сельхозакадемии до села доходят единицы. А ведь в животноводстве, как нигде, важна роль личности и хорошего специалиста. Иногда это роковая зависимость: уйдет человек и все дело развалится. Андрей Шабельников: У меня есть большие надежды на автоматизацию производства и рост производительности труда. А что касается ВТО, мы еще повоюем! Наша продукция 3 5дневной годности не боится конкуренции «варягов». Тем более что мы будем и дальше повышать качество. Ближайшая задача делать сырое свежее молоко в разы лучше и чище, чем высший сорт, предусмотренный техническим регламентом. Главное, чтобы потребитель не экономил на своем здоровье и выбирал натуральный продукт. Советы покупателям Выбрать молоко? Легко! Елена Стафеева: - Внимательно читайте информацию на упаковке: сроки годности, рекомендации по хранению, состав. Например, это «сырок творожный» или «глазированный сырок». Лучше всего покупатель может защитить себя сам! Наталья Мошегова: - Обратите внимание на цену. Натуральный продукт не может быть очень дешевым. К примеру, только себестоимость натурального масла - 260 руб./кг. Значит, даже при минимальной торговой наценке пачка (200 г) в магазине должна стоить больше 50 руб. Это закон экономики. Андрей Шабельников: - Доверяйте своим ощущениям: вкусу, обонянию, зрению. Некачественный продукт всегда можно отличить таким образом. Например, растительные добавки в твороге оседают во рту на небе жирными «пятнами». Анатолий Никифоров: - Покупайте местное - оно надежнее, чище, свежее. К тому же этим вы поддержите наших производителей, Только они защитят вас от нашествия европейских растворимых продуктов из сухого молока. Ольга Харитонова: - Повышайте уровень своей потребительской грамотности и требовательности. Голосуйте кошельком - покупайте лучшее! Комсомольская правда |