ООО «Рога и копыта» / Эксперт
27.06.2011Быстрый оборот денег и расширяющиеся меры господдержки привлекают частные инвестиции в крупные проекты в птицеводстве и свиноводстве. Потенциальные инвесторы, желающие вложить деньги в производство качественной говядины, нервно курят за углом.
Итогом визита 16 июня делегации Челябинской области во главе с губернатором Михаилом Юревичем в Китайскую народную республику стали договоренности о том, что область готова предоставить китайским инвесторам необходимые площадки для развития. Как пояснил нам министр сельского хозяйства Иван Феклин, в связи с ростом птицеводства и животноводства и усилением мер их господдержки в регионе объемы потребления соевого шрота в ближайшие годы увеличатся вдвое, до 200 тыс. тонн, столь же огромна потребность в кукурузе на зерно. Соя и кукуруза — важные составляющие современных кормов для скота. «Мы предложили китайцам начать производство сои на нашей территории с перспективой строительства здесь завода глубокой переработки, — сказал Иван Феклин. — Предложение принято, вскоре ждем инвесторов в Челябинске для обсуждения конкретики».
Не только в Челябинской, в других уральских регионах
бюджетная поддержка проектов животноводства, значительно
свернутая в кризис, в этом году возвращается к докризисным
отметкам и перешагивает их. Главная задача — повысить
эффективность производства и снизить затраты
в динамично развивающихся птицеводстве и свиноводстве.
«Говяжьи» проекты все еще на стадии старта. Но самые
настойчивые власти пытаются залучить инвесторов и сюда.
Велика Россия, а мяса нет
Системные меры поддержки животноводства в рамках национального проекта развития АПК предпринимаются с 2006 года. Ключевую роль сыграло субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам. К 2010 году в отрасли, несмотря на кризис, наступил перелом: объем производства мяса птицы, по данным Минсельхоза, увеличился на 76%, свинины — на 40% к 2006 году. Ежегодный прирост достиг 15%. Такая динамика сегментов-локомотивов дает надежду на то, что в следующем десятилетии они смогут не только обеспечить потребности населения страны, но и дать весомую статью экспорта вслед за зерном. Быстрый оборот денег и расширяющиеся меры господдержки привлекают сюда крупные частные инвестиции, здесь используются технологии мирового уровня. Рентабельность производства мяса птицы в прошлом сезоне (от сентября до сентября, а значит, очевидно, до засухи) составляла 18%, свинины — 25%.
Не удается выйти из депрессии только мясному скотоводству. Основным источником отечественной говядины остаются выбракованные молочные коровы и откормочная часть молочных стад. Два года назад в стране якобы приступили к реализации программы и по мясному скотоводству, предусматривающей увеличение поголовья крупного рогатого скота (КРС), в том числе специализированных мясных пород. Программа должна была стать инструментом увеличения производства нормальной по мировым канонам говядины. Но не создана четкая система стимулов, и производство в большинстве регионов все еще убыточно. Проекты отпугивают инвесторов не менее чем семилетним сроком возврата вложенных средств. Рентабельность производства говядины в прошлом году составляла минус 17%.
Западный Урал: вымя, семя, племя
Обычно в регионах выплачивают все федеральные субсидии и дотации, плюс — свои, местные: с учетом специфики и возможностей власти каждый год решают, как лучше истратить выделяемые на поддержку АПК суммы. В Пермском крае, например, животноводческая часть разделена на три направления. Первое — субсидирование ставок по инвестиционным кредитам: желающие заниматься курами-свиньями получают две трети ставки рефинансирования, производители молока и говядины — две трети плюс 3%.
Второе направление — текущее финансирование, федеральное и краевое. На субсидирование покупки и содержания племенного скота (породистых герефордов и лимузинов) федеральный бюджет выделяет в этом году пермякам 57,6 млн рублей, краевой — 86,6 млн рублей. Регион планирует направлять средства и на содержание помесного поголовья (скрещенного молочного с мясным) тем хозяйствам, которые выходят из молочного производства в мясное.
Третье направление в разных регионах называют по-разному, в Перми это попродуктовка. Производителям молока, превосходящим среднекраевые показатели продуктивности, бюджет доплачивает: деньги хозяйства обязаны потратить на инвестиционные цели. На данный момент действует базовая попродуктовка, на следующий год пермский Минсельхоз планирует ввести инвестиционную. Уловите разницу: ее будет получать тот инвестор, который не просто построил новый животноводческий комплекс, но и добился максимальной доходности. Причина: с 2006 по 2008 год региональный бюджет субсидировал от 20 до 40% затрат на строительство животноводческих комплексов, хозяйства бюджетную субсидию получали, но на проектную эффективность так и не выходили. «Мы те же деньги будем давать через продукцию, — поясняет замминистра сельского хозяйства Пермского края Иван Огородов. — Аграрии будут замотивированы иначе. Не только построить и сказать: дайте денег. А еще и вывести проект на хорошую продуктивность».
Господдержка составляет от 10 до 30% общего объема инвестиций и год за годом увеличивается (в кризис, как и везде, сократились, к 2012 году пермяки рассчитывают выйти на докризисный уровень). Денег аграриям всегда хочется больше, чем дают. Но позволяют ли эти меры достигнуть прибыльности, рентабельности?
— Есть серьезная проблема, которую закладывает федеральный бюджет и которая дисбалансирует рынок, — говорит Иван Огородов. — Деньги на поддержку племенного животноводства Минсельхоз России распределяет исходя из уровня бюджетной обеспеченности региона: донор или дотационный. Пермский край — регион-донор, Удмуртия — дотационный. На рубль региональной господдержки федералы нам дают рубль, а Удмуртии — два. Получается, бизнес, которому региональное правительство отдает эти деньги, конкурирует с бизнесом другого региона не эффективностью производства, а суммой бюджетной поддержки, что дисбалансирует продуктовые рынки, так как отражается на стоимости продукции. Лучше ли заниматься животноводством в Удмуртии? Допустим, закупочная цена на молоко-сырье в Пермском крае — 15 рублей за литр, сумма бюджетной поддержки — 2 рубля. В Удмуртии — 13 и 4 рубля соответственно. В результате и пермское сельхозпредприятие, и удмуртское получают те же 17 рублей за сданный на молзавод литр. А вот для молзаводов регионов большая разница, по какой цене у них молоко-сырье на входе: по 13 или 15 рублей. Более дешевые удмуртские сыр и масло отправляются затем демпинговать на пермский рынок. Выходит, бюджетная поддержка, основанная на таком принципе, поддерживает не производителя, а переработчика.
Эта проблема наверху обсуждается, но пока регионы-доноры перемен не добились: дотационных больше, и они в основном сельскохозяйственные. Приняв эту ситуацию как данность, в Пермском крае поддерживают агропроекты, приносящие доход или его обещающие. А это производство мяса птицы и свинины в формате крупных современных комплексов (заниматься свининой в неиндустриальном масштабе смысла нет — нерентабельно).
Говядина в Пермский край завозится, мясного скотоводства как такового нет, поголовье — всего 4 тысячи. Недавно стартовавшие проекты ООО «Сергинское», ООО «Кылосовское» и другие ждут, когда краевой Минсельхоз утвердит порядок субсидирования помесного поголовья. Инвесторы хотят двигаться именно путем скрещивания: например, агрофирма «Труд» купила 100 голов КРС в Венгрии для создания помесного стада. Просто приобретать импортный чистопородный скот дорого, хотя краевой бюджет и субсидирует.
Средний Урал: дает инвестор молоко
В Свердловской области больших инвестпроектов по КРС мясного направления тоже пока нет, хотя варианты прорабатываются. Бизнес думает: если скот купить в этом году, первое мясо будет продано только в 2013-м, а полностью проект окупится лишь через восемь лет. На столь длинные вложения готов не каждый. Сравните: чтобы вырастить поросенка и цыпленка, требуется полгода и полтора месяца соответственно. Область уже закрыла собственным продуктом потребности в курином мясе, а через год закроет в свинине.
В КРС инвесторов пока больше интересует молоко: своего область производит половину от потребности. Кредит на строительство по молочному животноводческому проекту (сейчас таких реализуется девять) дается на восемь лет. Кроме того, область после кризиса компенсирует еще и 25% стоимости строительно-монтажных работ, и до 40% стоимости оборудования. При покупке племенного молочного молодняка для комплектования новых ферм компенсируется 50 рублей за кило живого веса, при покупке мясного — 70 рублей. Как полагает заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Михаил Копытов, господдержка поможет хозяйствам, взявшимся за реализацию крупных молочных проектов, окупить свои и государственные вложения. Правда, за восемь лет. В итоге из списка утвержденных после экспертиз к реализации и господдержке проектов выбыли несколько отказавшихся на старте: передумали. Есть и перенесшие сроки. Самый крупный из реализованных молочных — агрофирма «Патруши» на 1800 голов дойного стада.
В этом году область увеличила господдержку на 21% к прошлому году и уже вышла на уровень докризисного 2008-го. По факту поддержка будет значительно больше, но сумма станет известна, когда утвердят изменения в бюджет.
Исполнительный директор союза животноводов Свердловской области Елена Стафеева полагает, что до старта крупных проектов в мясном КРС ситуацию с производством говядины могла бы оптимизировать стабильная дотация на откорм бычков, аналогичная той, что дается на литр реализованного молока — 3 рубля.
Южный Урал: нарастить мясо
Челябинцы не исключение: область поддерживает проекты производства птицы и свинины, дающие быстрый прирост мяса и оборот денег. Министр сельского хозяйства Челябинской области Иван Феклин уточняет, в чем принципиальное различие между проектным подходом, которому отдается предпочтение, и обычными хозяйствами животноводческого сектора, которые тоже поддерживаются:
— Современный комплекс — это целый завод, высокотехнологичное
производство, новые продуктивные породы.
И объемы инвестиций исчисляются не миллионами рублей, как на
небольших фермах, а 6 — 8 миллиардами. Изменились требования
и к выходу мяса, и к его качеству. Сегодня задача — получить
более постную свинину с тонким шпиком, в этом направлении
движется и генетика. Себестоимость продукции снижается не
только за счет эффекта масштаба производства, но и за счет
новых технологий, смещения структуры кормов в белковую
сторону. Если раньше считалась хорошей конверсия корма (объем
съеденного на кило привеса), например на птице, 2,5 кг, то
сегодня — 1,78 кг.
Параллельно запуску новых предприятий идет реконструкция действующих. Если в прошлом году на Южном Урале произвели 175 тыс. тонн мяса птицы, то в этом году планируют добавить еще 20 тыс. тонн только за счет модернизации существующих объектов. Плюс уже начато строительство двух новых птицеводческих площадок мощностью на 50 тыс. тонн мяса каждая. Через три года, когда проекты выйдут на заданную мощность, регион планирует получать 350 тыс. тонн. В этом году челябинцы намерены с четвертого места по объемам производства мяса птицы перейти на третье — после Белгорода и Ленинградской области. Своей свининой здесь закрывают 75% потребности, а 40% от объемов производства мяса птицы вывозят за пределы области.
На поддержку производства молока и мяса в этом году из бюджета пойдет 560 млн рублей. Это прямые субсидии: 2 рубля на кг молока и около 7 тыс. рублей — на мясную корову с теленком. На строительство и реконструкцию животноводческих помещений выделят еще 150 млн рублей: раньше на одно введенное скотоместо давали 15 тыс. рублей, сегодня — 30 тысяч. Еще 114 млн рублей предусмотрено на приобретение доильного оборудования для модернизации ферм.
Помимо этого в 2011 году впервые при выходе инвесторов на новые «птичьи» и «свиные» площадки область берет на себя обязательства строительства инфраструктуры: дорог, коммуникаций, обеспечения электроэнергией, газом. В эти программы попали на конкурсной основе крупнейшие агрохолдинги «Ситно», «Уралбройлер», «Ромкор», «Русагро» (последний планирует один из самых крупных свиноводческих комплексов в России — на 1 млн поголовья проектной мощностью 110 тыс. тонн мяса). Стоимость инфраструктуры, к примеру, по двум птицефабрикам на 50 тыс. тонн мяса каждая предварительно (до экспертизы) оценивается в сумму более 1 млрд рублей.
— Инфраструктура как поддержка по линии Минсельхоза вообще не предусмотрена, — поясняет Иван Феклин, — она идет из областного бюджета. Вместе с ней меры господдержки проектов животноводства в этом году увеличатся более чем в четыре раза.
Но и это еще не все. Четыре проекта по инициативе губернатора Михаила Юревича обеспечены на конкурсной основе государственными гарантиями из областного бюджета на общую сумму 5,5 млрд рублей. Эта новация в мерах господдержки позволяет привлечь в АПК 12,2 млрд рублей инвестиций. Без учета этих средств инвестиционный портфель, субсидируемый из областного и федерального бюджетов, составляет в агропромышленном комплексе Челябинской области 19 млрд рублей. Предоставление госгарантий и строительство инфраструктуры за счет бюджета — это то, чего давно ждал инвестиционный бизнес, потому не только крупные региональные, но и федеральные агрохолдинги активно пошли на эти проекты.
Привлекло крупняк еще и административное сопровождение, и это третья новация. Чтобы не было административных препонов на местах, по каждому проекту создана рабочая группа, в состав которой входят представители Минсельхоза, муниципалитета, всех заинтересованных структур.
Приоритетными в регионе стали проекты КРС по выращиванию мясного скота, в том числе племенного. Это направление постоянно поддерживается. Выделяются субсидии на содержание мясных пород, на приобретение племенных животных. Челябинская область, располагающая 40% российского племенного стада герефордов, сегодня считается одним из центров мясного скотоводства в стране. На разведении мясных пород специализируются агрофирмы «Калининская» и «Ариант», ООО «Варшавское» и птицефабрика «Челябинская».
Опыт южноуральцев показывает: власть, желая привлечь инвестиции в проекты АПК, должна глубже вникать, чего хочет от нее бизнес, готовый зарыть свои инвестиции на поле чудес. И тогда можно не ждать, когда в Минсельхозе РФ разработают очередную глобальную стратегию, как накормить страну качественной говядиной к 2020 году, а начать действовать уже сейчас.
Эксперт
Версия для печати
или неработоспособность ссылки, выделите на странице этот фрагмент и отправьте его
aдминистратору нажатием Ctrl+Enter.