От эффективности реализации национального проекта «Развитие АПК» во многом зависит благополучие дагестанцев . РИА Дагестан / Фураж Он-Лайн
11.02.2009Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее «Госпрограмма») включила в себя приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Обозначенные в этой связи соглашением минсельхоза РФ и правительства РД целевые индикаторы реализации Госпрограммы в Дагестане на начало 2009г. в принципе достигнуты.
Индекс производства продукции сельского хозяйства за 2008 год, запланированный в 104,5 % к уровню 2007 года, по итогам 2008 года составил 105,1 % по отношению к соответствующему периоду прошлого года. По сравнению с соответствующим периодом 2007 года увеличилось поголовье крупного рогатого скота на 1,9%, производство мяса (в живом весе) - на 6%, молока - на 4,7% и яиц на - 1,9% .
В 2008г. по показателям развития сельского хозяйства Дагестан находится на 11 месте среди субъектов РФ по рейтингу Минсельхоза России.
Работа по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (Проект) стартовала с 2006 г. Значимость и серьезность намерений определилась сразу же, когда руководство реализацией приоритетных национальных проектов было возложено на первого вице-премьера правительства Российской Федерации.
Реальная реализация нацпроекта «Развитие АПК» особенно важна и актуальна для Дагестана в силу того, что АПК республики больше нуждается в реформировании, переоснащении и развитии, чем в других регионах России. Кроме того, сельское население Дагестана традиционно связано с животноводством, а в нацпроекте предусматривается, прежде всего, развитие животноводства.
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» состоит из 3 разделов:
- ускоренное развитие животноводства;
-стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе;
- обеспечение жильем молодых специалистов, переехавших на работу в сельскую местность и занятых в сельскохозяйственном производстве.
Основной целью нацпроекта является оказание финансовой поддержки государства сельскохозяйственным товаропроизводителям, возмещением части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие животноводства и малых форм хозяйствования в АПК. В целях реализации нацпроекта разработан целый ряд нормативно-правовых документов.
Проектом по Российской Федерации в целом предусмотрено обеспечить рост производства молока на 4,5%, мяса – на 7,0%.
В республике проведена соответствующая работа по реализации нацпроекта «Развитие АПК».
Министерством сельского хозяйства РД разработан согласованный с правительством Республики Дагестан план мероприятий по реализации нацпроекта и представлен в Министерство сельского хозяйства РФ еще в 2006 году.
Образован Совет по реализации национальных проектов на территории Дагестана (Распоряжение Президента Республики Дагестан от 5 апреля 2006 г. №17-рп), возглавляющий самим президентом Дагестана, утверждено Положение о Совете. Распоряжением Правительства РД от 15 февраля 2006 года №31-р созданы рабочие группы по реализации приоритетных национальных проектов на территории Республики Дагестан. Министерству экономики Республики Дагестан поручено ежеквартально отслеживать, обобщать ход реализации и информировать Совет.
Правительством Республики Дагестан заключены соглашения о сотрудничестве по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» с министерством сельского хозяйства РФ и открытым акционерным обществом «Российский Сельскохозяйственный банк». Также заключены трехсторонние соглашения между министерством сельского хозяйства РД, дагестанским филиалом ОАО «Россельхозбанк» и главами муниципальных районов по распределению полномочий в рамках реализации проекта. Своевременно приняты необходимые нормативно-правовые документы. Постановлением правительства Республики Дагестан от 25 апреля 2007 года № 111 принята Республиканская программа «Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Дагестан на 2007-2009 годы».
В последующем в перечень отраслей сельского хозяйства, поддерживаемых государством в рамках реализации нацпроекта «Развитие АПК» по Республике Дагестан, были дополнительно включены отрасли «овцеводство» и «виноградарство».
За весь период реализации нацпроектов велась разъяснительная работа среди населения на зональных семинарах-совещаниях, на различных тематических круглых столах. Эта работа систематически освещалась в средствах массовой информации. Президентом Дагестана в мае 2006 года в МО «Кизлярский район» по данной проблеме было проведено совещание с приглашением всех заинтересованных организаций и ведомств.
В 2005 – 2008 годах, как и во всей стране, при непосредственном контроле руководства республики реализовывался приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», мероприятия которого в дальнейшем стали составной частью Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы.
В рамках реализации приоритетного национального проекта сельхозпроизводителям республики по линии ДРФ ОАО «Россельхозбанк» выдано кредитов в общем объеме 3671,3 млн. рублей.
Таблица 1
Распределение объемов выданных кредитных средств по направлениям и годам в Республике Дагестан
(млн. рублей)
направления выделения кредитов |
годы |
2005-2008 |
|||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
строительство и реконструкция животноводческих комплексов |
5 |
348,3 |
85,3 |
205,8 |
644,4 |
приобретение племскота |
19 |
65,3 |
20,3 |
48,3 |
152,9 |
приобретение техники и оборудования |
0 |
8,5 |
13,7 |
100,7 |
122,9 |
закладка виноградников |
0 |
0 |
5 |
36 |
41 |
развитие несельскохозяйствен. видов на селе |
0 |
0 |
0 |
10 |
10 |
стимулирование развития ЛПХ |
43 |
1009,9 |
483,4 |
370,1 |
1906,4 |
стимулирование развития КФХ (краткосрочные кредиты) |
0 |
148,6 |
59 |
155,8 |
363,4 |
стимулирование развития сельхозкооперативов |
0 |
84 |
41,5 |
123 |
248,5 |
Краткосрочные кредиты сельхозорганизациям |
0 |
0 |
0 |
181,8 |
181,8 |
Всего |
67 |
1664,6 |
708,2 |
1231,5 |
3671,3 |
Источник: таблица составлена по материалам Минсельхоз Дагестана, Росстат по РД
По информации Минсельхоза Дагестана и дагестанского филиала ОАО «Россельхозбанк», все целевые показатели практически по реализации национального проекта достигнуты, значительно улучшилось финансовое состояние сельхозпроизводителей республики.
Так, производство молока в 2008 году по сравнению с 2005 годом увеличилось на 32,6 % (целевой контрольный показатель реализации национального проекта – 21,7 %), мяса – на 17 % (показатель – 14,8 %),объем реализации продукции КФХ и ЛПХ – на 35,9 % (показатель – 9,0 %), создано 13,6 тыс. скотомест, что на 1,25 тыс. скотомест больше планового показателя.
Кроме того, в рамках национального проекта «Развитие АПК» в республике создано 67 сельскохозяйственных потребительских кооператива (СПоК) различного профиля, сельхозпроизводителями республики куплено 5,1 тыс. голов племенного скота.
Реализация национального проекта (2006-2008 гг.) позволила улучшить жилищные условия 1272 семей, проживающих в сельской местности, и ввести в эксплуатацию 164,1 тыс. кв. метров жилья.
В 2008 году в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы продолжилось кредитование сельхозпроизводителей республики, за 2008 год по линии ДРФ ОАО «Россельхозбанк» выдано кредитов в объеме 1231,5 млн. рублей.
За весь период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» на возмещение процентов банка за пользование кредитами сельхозпроизводителям выплачены субсидии в объеме 202,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 170,0 млн. рублей, республиканского бюджета – 32,9 млн. рублей.
В агропромышленном комплексе республики реализуются федеральные и республиканские целевые программы:
- «Социальное развитие села до 2012 года»;
- «Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельхозназначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы»;
- «Республиканская программа развития виноградарства и виноделия Республики Дагестан на 2005-2010 годы»;
- «Республиканская программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
Реализация этих программ осуществляется стабильно и направлена на достижение целевых программных показателей, хотя финансирование некоторых мероприятий в 2008г проводилось не в полном объеме.
Многие сельхозпроизводители Дагестана уже адаптировались в современной рыночной системе и генерируют новые идеи, выдвигают и осуществляют проекты инновационного характера, в настоящее время в республике приоритетными являются наиболее крупные инвестиционные проекты, направленные на создание агрохолдингов в отраслях АПК:
- «Реконструкция, модернизация производства и строительство животноводческого комплекса на 500 скотомест «ОАО «Махачкалинский мясокомбинат»;
- «Строительство и реконструкция животноводческих комплексов «ОАО «Кизлярагрокомплекс»;
- «Реконструкция производства и строительство животноводческого комплекса «ООО «Кизлярский мясокомбинат»;
- «Реконструкция консервного завода СПоК «Гергебиль»;
Наряду с поддержкой крупных предприятий филиал ОАО «Росселхозбанк» постоянно занимался кредитованием личных подсобных хозяйств. В 2008 году на их развитие было выделено 360,6 млн. рублей.
Наибольшее количество кредитов на развитие личных подсобных хозяйств выдано жителям Бабаюртовского, Ногайского, Карабудахкентского, Тарумовского, Хунзахского, Табасаранского районов. Жители других районов имели возможность получить кредиты не только на развитие ЛПХ, но и кредиты на неотложные нужды. Таких кредитов было выделено 3150 на сумму 230 млн. рублей.
Во многом напряжение с выдачей кредитов сельским жителям, желающим вести личные подсобные хозяйства, удалось снять с помощью открытия в муниципальных районах дополнительных офисов. Их насчитывается в республике 51, из них действующие - 42, по 9-ти принято решение о создании. Задержка с их созданием связана с техническим обеспечением. Но надо иметь в виду, что дополнительные офисы не должны зацикливаться только на выдаче кредитов населению. Задачи, стоящие перед ними значительно шире. Они должны предоставить населению, предприятиям соответствующих муниципальных районов весь спектр имеющихся у банка услуг.
Реальным и активным участником реализации нацпроекта «Развитие АПК» в республике является ОАО «Кизлярагрокомплекс», которому в рамках проекта выдан кредит в сумме 90,0 млн. рублей. На эти средства отремонтированы и построены животноводческие помещения, приобретена техника, закуплен высокопродуктивный племенной скот, принимаются меры для организации сырьевой базы в целях переработки на собственном предприятии, то есть обеспечивается полный цикл доставки продукции до потребителя: производство – переработка и хранение – оптово-розничная торговля. Надои здесь достигли до 3 тыс. кг на одну корову, а намериваются повысить их за счет продуктивности до 4 тыс. кг и более. В результате таких работ за последние годы на предприятии отмечен рост производства в среднем 25-30% в год, примеры такие единичны.
За период реализации нацпроекта «Развитие АПК» производство молока увеличилось в хозяйствах 26 муниципальных районов республики (по данным паспортов районов), мяса - в 32.
Одной из причин низкой продуктивности животноводства в нашей республике, как известно, является отсутствие высокопродуктивного скота, а также достаточной и качественной кормовой базы. Однако существенного и ощутимого улучшения в этом вопросе за период реализации нацпроекта не произошло. Численность племенного скота в структуре дойного стада составляет меньше 3% вместо положенного не ниже 13,2%. При этом, специальная организация, занимающаяся этой работой расформирована и фактически племенная работа в республике реально не проводится. А главное сами животноводческие хозяйства, не зависимо от форм собственности и хозяйствования не проявляют активность и заинтересованность в развитии племенного дела с целью повышения продуктивности и качественных показателей в животноводстве.
Как утверждают специалисты, привозимое из-за пределов республики племенное поголовье не во всех природно-климатических условиях может полностью проявить свои генетические возможности. Кроме того, необходимо определиться, в целом, по республике, в каком направлении дальше развивать животноводство (молочное или мясное, шерстное или шубно-меховое и т.д.) и исходя из этого вести племенную работу, создавать собственное племенное стадо.
В результате, как и прежде, средний удой молока на одну корову за год остается низким, хотя этот показатель в 2008 году (1328кг) на 137 кг. больше, чем в 2005 году при этом держать скот с удоями ниже 5 тыс. кг на одну корову экономически не выгодно. Для сведения в соседних регионах ЮФО надои в отдельных племенных с/х организациях достигли 9-10 тыс. кг.
Крайне неблагополучно складывается положение по состоянию материально-технической базы сельхозпроизводителей всех форм хозяйствования, это осложняет возможности своевременного и качественного проведения всех требуемых агротехнических мероприятий по уходу за насаждениями, что важно для создания необходимой и достаточной кормовой базы. По информации Минсельхоза Дагестана, доля техники с прошедшим амортизационным сроком эксплуатации составляет 90 - 95%, а средний возраст тракторов и комбайнов превышает 17 лет. При этом, в 2006 году было приобретено всего 19 тракторов, а списано 267 единиц, комбайнов не приобретено вообще, а списана 41 единица. За 2007 год сельскохозяйственными предприятиями приобретено 30 тракторов, списано (выбыло за год) 284 единиц, зерновых сеялок приобретено – 6, выбыло -49, комбайнов зерноуборочных приобретено - 6, выбыло - 48 единиц, автомобилей грузовых приобретено – 20, выбыло 188 единиц. Одной из главных причин такого положения является слабое финансовое положение сельхозпроизводителей и отсутствия у них залоговых возможностей для приобретения техники, даже через лизинг.
В результате слабой технической оснащенности остаются не использованными немало земельных площадей, в том числе орошаемых. Экстенсивные методы ведения сельского хозяйства сохраняются повсеместно. Преобладает ручной труд. В республике отсутствуют современные перерабатывающие предприятия в районах, производящих сельскохозяйственное сырье.
В запущенном состоянии находится рыбное хозяйство, многие рыбоперерабатывающие, рыборазводные предприятия перестали функционировать. Кроме того, рыбные хозяйства не имеют возможностей пользоваться услугами кредитных организаций и ресурсов, и мало кто их получил по Госпрограмме.
За период с 2006-2008 годы ДРФ ОАО «Россельхозбанк» оказал поддержку пищевой и перерабатывающей промышленности, выделив 724,6 млн. руб. на реконструкцию и приобретение оборудования. ДРФ ОАО «Россельхозбанк» рассматривает финансовую поддержку развития мощностей по переработке сельхозпродукции как одно из приоритетных направлений своей деятельности. Значительная часть кредитов была выделена на развитие и модернизацию мощностей по переработке плодоовощной продукции.
В частности, были предоставлены кредиты ООО «Чиркатинская», МО «Гумбетовский район», ООО «Харахинский консервный завод» и СПоК «Парси», МО «Хунзахский район», ООО «Консервщик» и «Бабаюртовский консервный завод», МО «Шамильский район», ОАО «Хасавюртовский консервный завод», ЗАО «Дружба», МО «Гунибский район», ОАО «Кикунинский консервный завод» и СПоК «Гергебиль», МО «Гергебильский район», СПоК «Самурконсерв» МО «Магарамкентский район» и СПоК «Аракани», МО «Унцукульский район». Ни одно из предприятий консервной промышленности не получало субсидии из федерального бюджета.
Их отсутствие являлось сдерживающим фактором по кредитованию предприятий и соответственно их техническому перевооружению. Еще одной проблемой в кредитовании является отсутствие достаточного финансового и залогового обеспечения и невозможность пользования залоговыми фондами. Большинство предприятий располагают физически и морально устаревшей производственной базой, созданной еще в советское время. Объемы производства и реализации владельцы многих предприятий намеренно занижают, возможно, для сокрытия налогов, социальных выплат, заработной платы. С учетом таких представленных финансовых документов, заверенных налоговой инспекцией, филиал зачастую вынужден отказывать им в получении кредитов. Если предприятия хотят получить кредит, они должны выйти из тени. Это касается предприятий всех сфер деятельности.
Помимо консервных заводов, филиал кредитовал пищевую и комбикормовую промышленность. Выделены кредиты Махачкалинскому хлебозаводу №2, Булочно-кондитерскому комбинату, ООО «Дагинтерн», ООО «Евраазия» и другим предприятиям. В 2008 году благодаря предоставленному кредиту заработал Шамхальский хлебокомбинат, что позволило подключиться к Программе по хранению интервенционного зерна, осуществляемой ОАО «Россельхозбанк». Уже на комбинате размещено 78 тыс. зерна, что позволит республике обеспечить населения хлебом в условиях кризиса.
Также ДРФ ОАО «Россельхозбанк» все годы реализации нацпроекта поддерживает развитие птицеводства. Была проведена реструктуризация задолженности одной из крупнейших птицефабрик республики - ООО «Эльдама». Она уже заработала и в ближайшее время выйдет на производственные объемы 2005 года, до того времени, когда птичий грипп повлиял на производство. Такую же поддержку получали и другие птицеводческие предприятия: агрохолдинг «Какашуринский», птицефабрики «Октябрьская», «Карантайская» и другие.
Для достижения высоких результатов, эффективной реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и использования возможностей национального проекта «Развитие АПК» в рамках федеральной и республиканской государственных программ развития сельского хозяйства необходимо осуществить следующие мероприятия.
Под руководством и методическим сопровождением министерства сельского хозяйства, с привлечением научно-исследовательских учреждений, ученых и специалистов ДСХА, других учебных заведений и муниципальных образований разработать научно-обоснованную систему ведения сельского хозяйства в республике с учетом современных требований рыночной экономики и стратегии развития Дагестана. Это должен стать официальным руководящим документом для управленческих, производственных, перерабатывающих, торгово-закупочных и кооперативных сельхозорганизаций, определяющим инновационные направления развития, внедрения новейших технологий в аграрном секторе республики, в каждом МО и сельском поселении,
При разработке схем территориального планирования и стратегий социально-экономического развития муниципальных образований республики необходимо учесть вопросы выбора направления развития животноводства, растениеводства, создания сети малых кооперативных предприятий с современной технологией и оборудованием по переработке и хранению продуктов животноводства, овощей и фруктов.
С учетом природно-климатических условий и ресурсного потенциала экономических и сельскохозяйственных зон создать в республике сеть научно-производственных центров и хозяйств по селекции и выращиванию племенного поголовья, районированных сортов винограда, овощных, плодовых культур и элитных семян зерновых культур, призванных обеспечивать реальных сельхозпроизводителей бесплатным элитным материалом. Финансовая поддержка государства сельхозпроизводителям при такой организации станет эффективной и реальной.
В настоящее время в основном земли закреплены без учета потребностей и зачастую с нарушением законодательства, реорганизаций и т.д., поэтому низка отдача землепользования и налоговых платежей, возникают конфликты и недовольства населения. Земли закреплены за СПК неизвестного происхождения (в настоящее время землями пользуется одни, числятся другие). В целях повышения культуры и эффективности землепользования, законного и справедливого разрешения и реального закреплении земель за сельхозпроизводителями провести на деле земельную реформу, в рамках реформы осуществить бесплатную раздачу паев и после чего ввести частную собственность на землю. Это создаст условия и привлечет население к ведению сельского хозяйства. При этом необходимо сформировать базу данных землепользователей с целью развития налоговой базы.
Кредитные ресурсы, выделяемые государством на развитие сельского хозяйства, не должны отвлекаться на другие цели, особенно в условиях кризиса, а обязаны направляться на создание целостной инновационной системы сельского хозяйства, где удобно, выгодно и престижно работать и в итоге получить результаты, обеспечивающие продовольственную безопасность республики и страны в целом.
Таким образом, предоставленные государством возможности для создания целостной аграрной системы с современной, цивилизованной культурой землепользования и земельных отношений, организации переработки и создании эффективного рынка сбыта, обеспечения населения высококачественным продовольствием собственного производства в республике необходимо использовать эффективно и максимально. Эта возможность является приоритетной, всенародной и ответственной задачей, для решения которой необходимо мобилизовать все интеллектуальные, профессиональные, традиционные, технические, потребительские силы всего дагестанского общества. От этого зависит благополучие дагестанцев.
РИА Дагестан
Фураж Он-Лайн
Версия для печати
или неработоспособность ссылки, выделите на странице этот фрагмент и отправьте его
aдминистратору нажатием Ctrl+Enter.