Молочная арифметика. Экономика

Молочная арифметика. Экономика / Фураж Он-Лайн

15.08.2008
или Почему крестьяне постоянно в минусе?


Каждый раз, когда слышу или читаю о крестьянах-производителях молока в собственных хозяйствах, которых обманывают молокозаводы, не выплачивая соответствующих дотаций за проданную продукцию, все время думаю о местной власти в лице государственных администраций, советов различных уровней, налоговиков и других защитников интересов крестьян. Они же на каждых выборах в местный совет бьют себя в грудь и клянутся до последнего отстаивать права крестьян. А на самом деле, палец о палец не ударят, чтобы хотя бы внимательно разобраться в ситуации, вникнуть в положение крестьян, не говоря уже о помощи или поддержке. «Ваш бизнес — сами и разбирайтесь», — бросил как-то один из областных чиновников, кстати, депутат облсовета, растерянным крестьянам, которые ждали защиты.


Конечно, неприятно такое слышать от государственного служащего, иждивенца на средства налогоплательщиков. А с другой, я бы сказал, моральной стороны, подавляющее большинство этих чванливых чиновников являются выходцами из села и по собственному опыту, наверное, знают, каким тяжелым трудом производится каждый литр молока и насколько он материально важен для сельской семьи. Как и каждый килограмм мяса, или другой сельскохозяйственной продукции. И в конечном счете его покупают за бесценок, но часто и даром, не рассчитываясь с крестьянами по несколько месяцев.

КОГО ПООЩРЯЕТ ГОСУДАРСТВО — ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ПЕРЕРАБОТЧИКОВ

Крестьяне не могут понять, как может быть так, что их продукт (молоко) как основное сырье, жирностью 3,5—3,6%, покупают по 90 копеек или одной гривне за литр, а в магазинах этот же литр стоит аж 3—4 гривни, однако уже с жирностью 2,5%. «Куда же тогда делся мой один процент жирности? — спрашивала как-то меня одна хозяйка. — Куда он делся?» Конечно же, никуда этот один процент не исчез, а пошел, как и остальные, на производство сыра, кефира, масла и других молочных продуктов, которые по цене значительно выше надоенного хозяйкой литра молока. Но из тех больших сумм производитель от переработчика не получает ни копейки. Хотя должен бы получать определенную компенсацию от каждого продукта, произведенного из его сырья.

Единственное на что оказалось способным государство — это на выплату дотаций из государственного бюджета. А это немалые суммы в масштабах Украины. Однако, опять же возникает вопрос — почему из государственного, если все предприятия частные, имеют своих основателей, без государственной доли в уставных фондах. Поэтому именно они, а не государство, прежде всего, должны быть заинтересованы в увеличении количества производителей молока, а следовательно — в приросте поголовья коров, воссоздании племенного высокопроизводительного стада, в высоком качестве продукции. Ведь все начинается с молочных ферм. Не будет их — не будет и молокозаводов. Молочное сырье — не мясо из Польши, не навозишься...

Как свидетельствует Постановление Кабмина от 12 мая 1999 года № 805, на государственном уровне все было предусмотрено еще 9 лет назад. В частности, утвержден Порядок начисления, выплат и использования средств, направленных для выплаты дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе. Национальный банк должен решить вопрос в отношении открытия сельскохозяйственным товаропроизводителям отдельных счетов для начисления сумм дотаций, а Государственное казначейство — открыть перерабатывающим предприятиям по их заявкам небюджетные счета с целью зачисления сумм налога на добавленную стоимость для выплаты дотаций. Имели конкретные поручения Государственный комитет статистики, Минагрополитики, Минфин, Государственная налоговая администрация, на которых возлагались обязанности в двухмесячный срок разработать и внедрить государственную статистическую отчетность перерабатывающих предприятий по начислению и выплате сумм дотаций.

Есть в этом Порядке один абзац, который хочу процитировать без сокращения (по оригиналу) поскольку он непосредственно касается основных производителей молока — малых крестьянских ферм. Так вот читаем: «Оплата личным крестьянским хозяйствам стоимости поставленных ими перерабатывающему предприятию молока и мяса в живом весе и выплата дотаций осуществляются наличными непосредственно из перерабатывающего предприятия или в соответствии с договорами — доверенностями. Для выплаты дотаций наличными перерабатывающее предприятие дает территориальному органу Государственного казначейства по месту открытия небюджетного счета платежные доверенности на перечисление необходимых сумм средств из небюджетного счета на свой текущий счет для дальнейшего получения таких средств наличными и внесение в кассу отмеченного перерабатывающего предприятия».

Определенные изменения в это постановление как и в сам Порядок в течение последних 9 лет вносились семь раз. А поскольку они были несущественными, поэтому никоим образом не могли повлиять на их исполнение. Беда в том, что на практике подавляющее большинство крестьян-производителей молока не знают о существовании такого постановления правительства и особенно о Порядке. Хотя местная власть, в том числе и через свои средства массовой информации, обязана была своевременно не только поставить в известность товаропроизводителей, но и провести разъяснительную работу среди населения. Более того, проконтролировать выполнение этих документов, прежде всего, переработчиками молочной продукции, через которых из государственного бюджета дотационные деньги должны попадать в бюджет крестьян.

На самом деле, эти средства годами оседают то в казначействах, то непосредственно на молокозаводах. И никто из местных руководителей, налоговой, администрации, не посылает контролеров, ревизоров на перерабатывающие предприятия, чтобы проверить как выполняется постановление правительства. А соответственно и на скамью подсудимых никто еще не попал. А тем временем правительство ежегодно в бюджет закладывает все новые кругленькие суммы на дотации сельхозпроизводителям, надеясь, что они доходят к ним.

СКАЖИ, КТО ТВОЙ ХОЗЯИН...

Почему такое возможно? Во-первых, каждый молокозавод, а то и каждый молоковоз имеет своего влиятельного или собственника, или шефа, который по статусу не только государственный служащий, но еще и наделен депутатскими полномочиями вплоть до народного депутата Украины.

Во-вторых, государственные контролирующие органы, как говорится, землю роют, чтобы из того же самого производителя взыскать до копейки различные налоги в бюджет государства и совсем не заинтересованы в том, чтобы тщательно проследить путь прохождения денег, которые по закону принадлежат крестьянам и которые государство обязано выплатить. Поэтому и «доят» крестьян кто сколько может. А власть наблюдает и в лучшем случае разводит руками.

А суммы эти немалые. Например, согласно подсчетам председателя сельскохозяйственного кооператива села Заколотне Новопсковского района Луганской области Татьяны Сивоконь, только за десять дней закупщик недоплачивает крестьянам дотаций за сданное по району молоко на сумму 60 тысяч гривен. Это только один закупщик. А за все время посреднической деятельности этого предпринимателя, согласно подсчетам Сивоконь, производители молока недополучили от 4 до 5 миллионов гривен!

Однако сегодня сотрудничество двух сторон, в частности, со стороны крестьян, осуществляется не на основе соглашения, а согласно устной договоренности, по которой производители продукции имеют, по существу, «птичьи права». И вообще о каких правах одних и обязанностях других в таких условиях может идти речь, если учет проданного молока, сумма выплат за продукцию проводится, в лучшем случае, на обычных листах бумаги, которые при необходимости можно или заменить, или совсем выбросить.

Хотя приказом Минагрополитики № 176 от 1 июля 2002 года утверждена Инструкция и формы первичного учета с учетом требований ДСТУ 3662-97 «Молоко коровье цельное. Требования при закупке». Этим документом, в частности, предусмотрены и расчетные книжки на молочное сырье, которое закупают у населения, и приемно-расчетные сведения о выдаче денег, соответствующих транспортных документах и т.д. Т.е. весь учет и отчетность должны вестись строго по соответствующим нормативно-правовым актам. На практике такого порядка придерживаются только единицы. Отсюда и недоразумения между товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями, которые нынешней весной и в начале лета во многих селах Сумской, Винницкой, Киевской, Кировоградской, Хмельницкой областей вылились в так называемые молочные бунты, во время которых крестьяне не только пикетировали районные государственные администрации и районные советы, но и перекрывали шоссейные дороги, не пускали молоковозы в села. Требования у всех были одинаковыми: повлиять на заготовителей, которые обманывают крестьян, безосновательно занижая цены, добиться от молокозаводов выплаты дотаций, упорядочить систему отношений между производителями продукции и переработчиками, устраняя промежуточное звено и т.д. И что же получили бастующие крестьяне от власти? Очередные заверения. Правда, в Сумской области в защиту товаропроизводителей, но не крестьянских, а крупных ферм, по-видимому, по указанию власти, стало областное территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины, которое, рассмотрев ультимативное заявление, признало, что такие предприятия как ОАО «Виллм-Билль Данн Украина», ГП «Агромат»», ПП «Рось», ООО «Малка-транс», ОАО «Шосткинский гормолкомбинат» и ЗАО «Гадячсыр» «совершили согласованные антиконкурентные действия, снизив одновременно почти до одного уровня закупочные цены на сырье». На каждое из этих предприятий был наложен штраф в сумме 12—17 тысяч гривен. Однако и после такого решения Антимонопольного комитета переработчики не смилостивились и пошли на еще большую уценку на сырье: с 1,5—1,6 гривни за литр до 1,2 гривни для крестьянских хозяйств и до 1,9—2 гривен для крупнотоварных, в которых на такой отметке держится себестоимость литра молока. «При таких условиях ни о каком увеличении крупнотоварных молочных ферм не может идти речь — отрасль и так едва держится на ногах. Но переработчиков молока это обстоятельство, как не удивительно, тревожит меньше всего», — жалуется начальник главного управления агропромышленного развития облгосадминистрации Владимир Ивченко.

СОЮЗНИК КРЕСТЬЯН — КООПЕРАТИВ

Словом, претензии не новы, о них крестьяне говорят не один год. Досадно, что не услышав на свои больные вопросы ответов от власти, немало крестьян прибегают к крайним мерам — отправляют дойных коров на мясокомбинаты. Например, в селах Хмельницкого района, Винницкой области, где «молочные бунты» прошли в нескольких селах и в которых кстати, принимали участие даже депутаты сельского совета во главе с сельскими председателями, только за два года молочное поголовье в крестьянских дворах сократилось почти на 20%.

— Цифра тревожная не только для нашего района, — говорит председатель районного совета Василий Чмелюк. — Какой выход? Административные меры воздействия не действуют по нескольким причинам. Во-первых, все молокозаводы частные, во-вторых, ни одно из тех перерабатывающих предприятий, которые закупают молоко, например, в наших селах, не расположено на территории района, и в-третьих, никаких договорных условий между заводами и крестьянами нет. Все держится на честном слове, которое сегодня можно дать крестьянам, а завтра, как говорится, взять назад. Надеяться на какие-то действенные меры сверху от правительства или Верховной Рады — также не приходится. Проблемы крестьян им не услышать — сейчас им не до крестьянских забот. Вот когда в хозяйствах не останется ни одной коровы — может тогда там опомнятся. А пока, как в том мудром совете: спасайся каждый сам. Я лично, и многие коллеги меня поддерживают в этом, выход на данном этапе вижу один. Нужно создавать сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы. В двух селах такие структуры уже работают. И проблем стало меньше. В области таких кооперативов несколько десятков. Так сегодня работает не только Европа, а весь мир. Эти вопросы в свои руки должна брать сельская община. Ведь производители молока и переработчики являются частными владельцами. Поэтому их отношения должны базироваться на деловой основе, т.е. только на договорах. В рамках соответствующих законов. А вот контроль за их соблюдением обеими сторонами должны взять на себя государственные структуры. Государственная политика в этом плане должна быть четкой, конкретной и прозрачной. Там, где эти структуры устраняются от выполнения своих обязанностей — крестьяне не просто остаются наедине со своими проблемами, а становятся мишенью для морального унижения со стороны различных мошенников.

Вот вам два подхода к одной и той же проблеме. С одной стороны, Новопсковский районный совет Луганской области, которая ни шагу не сделала для того, чтобы защитить не только единственный в районе сельскохозяйственный кооператив, но и сотни крестьян-производителей молока, которых только в селе Заколотном около 500, от различных мошенников, которые паразитируют на крестьянских бедах. С другой стороны — позиция депутатов Хмельницкого райсовета на Винниччине, которые именно в кооперативном движении, в создании самими крестьянами сельскохозяйственных кооперативов, видят выход из тупика, в котором оказались мелкие сельские товаропроизводители.

В то же время на одном из совещаний председатель Луганской облгосадминистрации Александр Антипов констатировал: «В мае снижение закупочных цен на молоко составляло 25—30 процентов, если еще в третьей декаде производителям платили 1,40—1,50 гривни за литр, то в четвертой — 85—90 копеек. При этом цены на молочную продукцию в розничной торговле не снижаются. Нужно пройти по всей цепочке — от производителя до потребителя и выяснить, почему такой произвол на рынке молочной продукции, последствиями которого являются резкое сокращение поголовья в частном секторе».

Тревогу губернатора разделяет и заместитель начальника Главного управления агропромышленного развития облгосадминистрации Сергей Хворостененко и прибавляет: «Наши молокозаводы не используют финансовую поддержку областного бюджета для организации стационарных пунктов приема молока в селах. Поэтому около трети закупленного молока вывозится за пределы области перерабатывающими предприятиями Донецкой и Харьковской областей, которые не только активно создают такие пункты, но и платят производителям за литр молока на гривню больше».

— На мой взгляд, это местная власть, в первую очередь, должна быть заинтересована в создании обслуживающих кооперативов в сельской местности, — замечает генеральный директор Национальной сельскохозяйственной палаты и президент Ассоциации сельскохозяйственных кооперативов Украины Николай Гриценко. — Ведь такие кооперативы снимают с чиновников немало проблем не только организационных относительно реализации продукции, но и социальных, экономических, технологических, моральных и т.д. Возьму только одну из них — социальную. Если по настоящему организовать работу кооператива по европейским меркам (а их в селе может быть несколько), то можно обеспечить работой не один десяток людей. А теперь о так называемых молочных кооперативах. В чем их преимущества?

Во-первых, перерабатывающие предприятия с большим желанием работают с кооперативами, а не с индивидуальными производителями. Потому что с кооперативами сотрудничество может основываться только на договорной юридической основе. Обе стороны берут на себя определенные обязательства и ответственность за их выполнение. Т.е. все происходит в правовом поле.

Во-вторых, как показывает практика, при таком сотрудничестве плата за молоко выше и устанавливается она по согласию обеих сторон на какой-то определенный период заранее. Изменить ее можно только по согласию обеих сторон.

В-третьих, сами собой снимаются претензии в отношении качества продукции, потому что на приемных пунктах устанавливается оборудование для определения качества молока, его охлаждения и хранения. Это делает или молокозавод, или кооператив. И чем быстрее это крестьяне поймут, заметил Николай Гриценко, тем скорее выйдут из критической ситуации, в которую сами себя загнали. Все производители молока, особенно крестьяне, которые занимаются этим единолично, должны понять, что старые времена продажи молока, когда можно было заниматься фальсификациями, поскольку продукция сливалась в один чан или бидон, закончились. Молоко, вылитое из ведра в бочку, никто не купит для промышленного производства молокопродуктов. И пока еще не вступили в силу правила ВТО, а это скоро произойдет, надо немедленно объединяться в кооперативы. Это опыт всех стран, которые являются членами ВТО. И никто к нам не придерется. Если мы хотим, чтобы были высококачественные, безопасные продукты на столе, то нужно начинать наводить порядок на собственных фермах и больших, и малых. Других вариантов нет, — уверен Николай Гриценко.

ЧТО ДЕЛАТЬ: СЦЕНАРИЙ № 1

Хочу предложить собственный сценарий дальнейших действий для тех, кто производит, покупает и перерабатывает молочную продукцию. Это для того, чтобы снять все обвинения наподобие: кто кого кормит, кто кого обманывает и кто на ком зарабатывает больше. Предлагаю для этого организовать публичную встречу крестьян-товаропроизводителей мелких, средних и крупных ферм, посредников, которые занимаются закупкой молока (как у населения, так и на крупных товарных фермах, но только тех, кто имеет юридический статус, а не просто подрабатывает на этом), переработчиков (также различного калибра).

Подчеркиваю, это должны быть те, кто непосредственно причастны к производству молока и знают до мелочей технологию и стоимость каждого процесса — от стоимости самого скота и до стоимости его суточного рациона. Такое же требование относится и к переработчикам. Их представитель или представители также должны владеть всеми необходимыми цифрами затрат, которые несет предприятие при производстве всех молокопродуктов. А что касается третьей стороны, так называемого среднего звена, то свою производственную необходимость в этой цепочке оно также должно доказывать с цифрами в руках.

Т.е. пусть в откровенной, прозрачной, аргументированной форме они сами выяснят, без государственных чиновников, лидеров различных общественных ассоциаций, союзов, конфедераций и т. п., какое из звеньев сильнейшее, а следовательно, наиболее значительное, какое менее ценно, или вообще лишнее, а без какого эта цепочка просто не существовала бы.

Отмечаю, опеки им не нужно. Так называемые опекуны или, как они себя модно называют, лоббисты или защитники интересов крестьян, собирались по этому случаю не на одну расширенную коллегию, совещание, конференцию, форум и семинар, но, в конце концов, получалось так, как того желали учредители этих предприятий. А поскольку их сила в их руках и кошельках, то они люди по большей части влиятельные и авторитетные для любой власти — и снизу, и сверху. А поэтому тот, кто ухаживает за коровкой, кормит ее, поит и добывает для нее корм, как говорится, против такого лома не знает приема.

Поэтому я и предлагаю в этой встрече обойтись без шефов, особенно почетных, перерабатывающих предприятий и целых компаний, и дать возможность непосредственным участникам всего производственного процесса, и в первую очередь крестьянам, зримо, на схемах, диаграммах, в конкретных цифрах увидеть изнутри свое и чужое производство. Только таким способом можно будет снять все обвинения, подозрения, упреки, вопросы, которых за все годы друг к другу накопилось достаточно и войти в цивилизованное, демократическое, открытое и прозрачное, действительно рыночное поле взаимоотношений, сотрудничества и взаимоуважения.

А информационное сопровождение на себя могла бы взять и газета «День», которая также давно занимается этой темой, а также заинтересованные телевизионные компании. Не ради шоу, пиара, а в интересах, без преувеличения, миллионов украинских крестьян и продовольственной безопасности страны. Другого варианта разрешения этой «бородатой» проблемы я не вижу. Если у кого-то есть другой способ развязать этот гордиев узел, ради дела, откажусь от своего. А ждать, пока молочный бунт охватит всю страну и перерастет в молочный майдан, не стоит...

Экономика

Фураж Он-Лайн


Версия для печати Версия для печати

На сайте работает система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте
или неработоспособность ссылки, выделите на странице этот фрагмент и отправьте его
aдминистратору нажатием Ctrl+Enter.