На фига козе баян . Эксперт
На фига козе баян . Эксперт / Фураж Он-Лайн
16.10.2007Крупные промышленные холдинги активно скупают и развивают агроактивы, превращая бывшие «советские хозяйства» в прибыльный бизнес. С одной стороны, они обеспечивают себя стабильным доходом, с другой — возрождают сельхозпроизводство, вкладывая в него большие деньги и ставя передовые технологии
В начале октября в хозяйстве «Каменское» (село Позариха Каменского района Свердловской области), принадлежащем группе «Синара», запущена первая очередь молочно-товарной фермы крупного рогатого скота. На полную мощь ферма, рассчитанная на тысячу голов (из них 600 — дойное стадо), заработает уже к концу 2007 года. Планируется, что уникальная беспривязная технология содержания (коровы свободно перемещаются в корпусах) позволит сократить издержки производства и численность персонала на 30%, а надои молока увеличить в 1,2 раза. «Синара» инвестирует в комплекс 210 млн рублей: это один из крупнейших проектов, реализуемый группой на своих агропредприятиях.
За последние десять лет, в отличие от многих бывших совхозов Свердловской области, хозяйства, выкупленные «Синарой», смогли не только выбиться из нищеты, но и выйти в рентабельные. Как это удалось крупному промышленному бизнесу и зачем он идет в непрофильную деревню?
«Под зарей ходим»
Проселочная дорога выныривает из темноты елового леса внезапно: Позариха, вдруг открывающаяся взору, всегда на контрасте — будто солнцем озарена. «Под зарей ходим» — толкуют название села деревенские этимологи. Теплый осенний день, а на улицах пусто: только селянки «третьего возраста» кучкуются на лавочках у палисадников да ребятня шастает на велосипедах. Молодежь — в городе: Каменск-Уральский отсюда всего в паре километров.
Между обычными житейскими разговорами (родился-женился-спился-умер) Позариха сегодня бурно обсуждает два объекта: новую молочную ферму да чудесный американский комбайн. Основное предприятие — хозяйство «Каменское» — вроде идет в гору. Жить в Позарихе можно: школы, детские сады, трех— и пятиэтажные дома здесь построены еще в 70−е. Вот только работать в хозяйстве, которое по старинке называют совхозом, люди не хотят. «Раньше мы все здесь и работали, и жили. А теперь молодежь устраивается на каменские заводы: металлургический, алюминиевый, трубный. В совхоз идут только те, кому деваться некуда», — рассказывает местная пенсионерка-активистка и старожил Галина Сергеевна. А 30−летняя Александра (живет в Позарихе с рождения, здесь замуж вышла, родила, но на работу ездит в Каменск) объясняет: «Там хоть и платят стабильно, но гораздо меньше, чем в городе. Да и кем туда идти? Не дояркой же. А в нормальные отделы: бухгалтерию, столовую, отдел кадров не попадешь. Там свои “кланы”: мать тянет дочь, свекровь — невестку, тетка — племянницу».
Голод как двигатель прогресса
Родное хозяйство как активно развивающийся бизнес сельчане воспринимают пока с трудом: еще в конце 90−х оно ходило в банкротах — как и большинство. Выжить помогла «Синара»: она приобрела совхоз со всеми долгами и реорганизовала его в ОАО «Каменское». Тогда же группа прикупила еще один «агротруп» — каменск-уральский мясной комбинат.
Мыслей о «шерсти с этих овец» в те времена близко не было. «Теперь это называется красивыми словами “продовольственная безопасность”», — рассказывает генеральный директор группы «Синара» Александр Ширяев. — А тогда мы покупали предприятия для того, чтобы защитить людей, работающих на наших заводах. Пришлось приложить максимум усилий, чтобы сохранить производственный процесс, трудовые коллективы предприятий, обеспечить город Каменск-Уральский и весь Каменский район сельхозпродукцией».
Чтобы поднять предприятия, нужно было быстро и одновременно решить несколько задач: обновить технику, финансово обеспечить текущую работу хозяйств. «В конце 90−х важно было не дать сельхозпредприятиям втянуться в долговую кабалу под будущий урожай, заложить его за бесценок, — говорит Александр Ширяев. — Одновременно с инвестициями в оборотные средства мы начали вкладывать деньги в процесс технического перевооружения, направленный на повышение производительности труда. А еще — налаживали рынки сбыта: в стране тогда царило всеобщее увлечение красивыми заграничными этикетками, из-за них покупатель предпочитал непонятно где и в каких условиях произведенные товары». Гораздо позднее, в 2005 году, в состав группы вошло хозяйство «Полевское», до этого принадлежащее Северскому трубному заводу.
Первый парень на деревне
Сегодня все предприятия группы составляют единую технологическую цепочку. Они в состоянии обеспечить собственную текущую работу, более того — приносят стабильный доход. За шесть месяцев этого года чистая прибыль агроблока составила 24 млн рублей. Менеджмент компании ожидает, что по итогам года она увеличится по отношению к прошлогодним показателям на 10 млн рублей.
ОАО «Каменское» объединяет свыше 13 тыс. га сельхозплощадей, в хозяйстве содержится более 3 тыс. свиней, около 4,5 тыс. коров (в том числе порядка 1,6 тыс. — дойных). С новой фермой стадо прирастет еще на тысячу голов. Для повышения производительности труда в растениеводстве купили уникальный американский посевной комплекс Jonh Deer: он уже сегодня обрабатывает до 2,5 тыс. га за сезон — это примерно треть земель «Каменского» под зерновыми.
ОАО «Комбинат мясной Каменск-Уральский» ежемесячно выпускает более 400 тонн колбасных изделий, мясных деликатесов и полуфабрикатов. За последние три года обновил оборудование на 90%. Объем инвестиций в это предприятие, по планам менеджмента «Синары», до 2009 года составит 100 млн рублей.
ОАО «Полевское» содержит 3,7 тыс. свиней. Здесь «Синара» строит два новых откормочника и реконструирует действующие корпуса на 9 тыс. голов. Комплекс снабжен автоматической системой подачи кормов, поения и навозоудаления, разработанной бельгийской компанией Roxel. Стоимость объекта — 90 млн рублей. Окупится проект, по подсчетам специалистов группы «Синары», за пять лет.
Однако нарушить инвестиционные планы компании может проблема, которая нависла сегодня над всеми предприятиями, модернизирующими производство, — нехватка кадров.
— За счет внедрения новых технологий мы освобождаем персонал от тяжелой ручной работы. Но при этом сокращается его численность, — приводит пример Александр Ширяев. — Вот раньше откормочник на 1200 голов в «Полевском» обслуживало шесть человек. После ввода двух новых оборудованных корпусов на 4500 голов все работы будут механизированы, и управлять процессом смогут лишь двое. Но — специалистов: они должны анализировать множество важных факторов — состояние животных, работу систем. Поэтому мы серьезно повышаем требования к их квалификации. Это уже не случайные люди, а профессионалы, имеющие образование не ниже среднего специального. Тормозит развитие хозяйств и дефицит высококвалифицированных руководителей в агросфере. Купить землю или сельскохозяйственное предприятие сегодня — не проблема. Проблема поднять его на ноги. Ведь продаются, как правило, слабоуправляемые, разрушенные предприятия. Их состояние тянет за собой спивающуюся от отсутствия работы деревню. Чтобы восстановить такие хозяйства, нужны умные, жесткие управленцы, способные работать на селе.
Менеджмент «Синары» пытается решать кадровые проблемы: учит и переучивает специалистов, которые уже работают в хозяйствах, увеличивает заработную плату, пытается создать корпоративный дух. Правда, пока в перетягивании кадрового каната побеждает город.
Ставка на село…
В группе «Синара» уверены: инвестиции в агробизнес — одни из самых перспективных. «Производство сельхозпродукции — это бизнес, на котором можно зарабатывать. Будет ли использоваться бензин через 100 лет, мы не знаем: вполне возможно, появятся новые источники энергии. Но потребность в еде у человека будет всегда — это точно», — говорит Ширяев. Да и рынок расширяется: люди стали понимать, что российские мясо, молоко и картофель лучше, чем импортные.
Теперь главная задача «Синары» — наращивать капитализацию действующих предприятий за счет оптимизации издержек, технологических усовершенствований, развития каналов дистрибуции. Кроме того, «положительная динамика производственных показателей позволяет нам планировать новые интересные проекты, повышать эффективность бизнес-направления и видеть вектор его развития, — говорит гендиректор группы. — В перспективе мы намерены реализовать еще один проект — построить комбикормовый завод. Если проект будет одобрен акционерами, он позволит создать новое направление в агроблоке. Реализация его поможет повысить уровень использования возможностей агропредприятий группы и сформировать основы их будущих компетенций».
Наметила «Синара» и географическое расширение агроблока за счет покупки новых предприятий: она намерена выйти за пределы Свердловской области, на территории, где уже присутствуют другие ее активы. А это весь Урало-Западносибирский регион, Южный и Центральный федеральные округа. Причем наиболее интересны группе, по признанию Александра Ширяева, птицеводческие хозяйства: «Это одна из наиболее инвестиционно привлекательных отраслей сельского хозяйства: здесь быстрее окупаются вложения. Но самое главное — мясо птицы и яйцо пользуются устойчивым спросом из-за доступности для всех слоев населения».
…опора на промышленность
Формируя из отдельных сельхозпредприятий агрохолдинг, Александр Ширяев уверен: будущее российского села именно за крупными вертикально интегрированными структурами с замкнутым циклом — от посева зерновых до продажи продукции. А стартовой площадкой могут стать промышленные предприятия-гиганты — это плечо, на которое сельское хозяйство может опереться. «Знаете, есть простой пример: веточку сломать легко, а связку прутьев сложно. Вот так и в холдинге. В группу “Синара” сегодня входит 13 компаний, работающих в совершенно разных сферах. И если отдельному сельхозпредприятию практически невозможно получить кредит, скажем, на 200 млн рублей, то под поручительство группы крупные заимствования становятся реальностью».
Но сельхозпроизводство, хоть и прибыльное, — все-таки непрофильный для промышленных гигантов бизнес. «Вкладываясь в любой проект, предприниматель должен думать о результате, которого хотел бы достичь. Потому что естественная логика развития любого бизнеса — это выход из него, — говорит Ширяев. — Скажем, продажа акций на бирже — это одновременно и способ выхода из бизнеса, и возможность привлечения в него других инвесторов. А чтобы компания стала привлекательна для инвесторов, нужно обеспечить как минимум три вещи. Во-первых, у нее должен быть потенциал роста. Во-вторых, необходима прозрачность бизнес-процессов, система управления ею должна быть понятна для тех, кто хочет участвовать в ее дальнейшем развитии. И третье — корпоративная культура управления: как и кем принимаются решения, кто их контролирует, каковы отношения этой компании с инвесторами и акционерами. Важен весь комплекс этих факторов».
Эксперт
Фураж Он-Лайн
Версия для печати
На сайте работает система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте
или неработоспособность ссылки, выделите на странице этот фрагмент и отправьте его
aдминистратору нажатием Ctrl+Enter.
или неработоспособность ссылки, выделите на странице этот фрагмент и отправьте его
aдминистратору нажатием Ctrl+Enter.