Мясная революция. RBC Daily / Фураж Он-Лайн
12.07.2006Как стало известно RBC daily, в этом году срок реализации охлажденного мяса может быть увеличен в три раза – с 14 до 45 дней. Соответствующий технический регламент, возможно, будет подписан правительством РФ уже осенью. Производители охлажденного мяса надеются, что теперь у них будет меньше проблем со сбытом: можно будет доставлять продукцию на дальние расстояния. Аналитики же считают, что новый стандарт поможет только самым «продвинутым» компаниям, поскольку технология охлаждения, которая позволила бы сохранять мясо до полутора месяцев, есть лишь на немногих современных предприятиях.
По данным Института аграрного маркетинга (ИАМ), в 2005 г. в России было произведено 3,2 млн т «красного» мяса (свинина, говядина, баранина). Из них 65% реализовано в охлажденном виде (годом ранее – 60%). Сейчас действует старая советская норма, по которой срок реализации охлажденного мяса не может превышать 14 дней. В России 2005 г. был объявлен «годом свиньи», а 2006 г. планируется назвать «годом коровы». Государство начало предоставлять льготные кредиты на строительство и реконструкцию животноводческих комплексов. В 2005-2006 гг. было объявлено о нескольких крупных мясных проектах. Например, «Черкизово», «Мираторг», «Моссельпром», «Эксима» и другие участники рынка инвестируют в строительство свинокомплексов, зерновая компания «Настюша» собирается строить комплексы по выращиванию КРС. В результате господдержки животноводства к 2008 г. ожидается увеличение производства мяса на 7%, молока – на 4,5%.
Как сообщили RBC daily в компании «СВ-Поволжское» (владеет крупным свинокомплексом в Самарской области, входит в группу «СВ»), правительство готово принять положительное решение по вопросу, который давно лоббировался крупными мясными компаниями страны. Председатель совета директоров «СВ-Поволжское» Алексей Гриншпун присутствовал на заседании Минсельхоза, где, в числе прочих вопросов, обсуждалось увеличение срока реализации охлажденного мяса. «Сейчас в России он составляет 14 дней, что исключает возможность поставлять свежее сырье на большие расстояния, – уточнили в компании. – Этот стандарт был принят еще в советские времена и много лет не пересматривался. Между тем современные технологии забоя и охлаждения позволяют без ущерба для качества сохранять мясо в свежем виде даже 60 дней». Если правительство России подпишет технический регламент, срок реализации охлажденного сырья в соответствии с европейскими нормами будет продлен до 45 дней. Предположительно это может произойти осенью.
«Для нас это определенное раскрытие рынка, – говорит г-н Гриншпун. – Мы получили возможность поставлять мясо на более дальние расстояния, чем позволял старый срок реализации. То есть теперь мы сможем обеспечивать свежим, незамороженным мясом не только Самарскую область, но и другие регионы». PR-директор группы «Черкизово» Геннадий Фролов также считает, что это хорошая новость. «Это положительно скажется на бизнесе тех мясопереработчиков, которые сами обеспечивают себя сырьем. У нас показатель самообеспечения доходит до 90%». Кроме того, «Черкизово» стремится занять ведущие позиции на рынке охлажденных мясных полуфабрикатов, а увеличение сроков реализации должно позитивно повлиять и на это направление бизнеса. «С выходом на полную мощность нашего проекта «Липецкмясопром» мы будем не только обеспечивать сырьем собственные мясоперерабатывающие заводы, но и продавать большое количество охлажденного мяса в виде полуфабрикатов. Мы надеемся занять эту перспективную рыночную нишу», – говорит г-н Фролов. Правда, для того чтобы охлажденное мясо хранилось долго, нужно «высокотехнологичное оборудование, рефрижераторный транспорт и многое другое», уточняет он.
Генеральный директор ИАМ Елена Тюрина предполагает, что когда в стране будет реализовано несколько масштабных проектов, предложение отечественного мяса увеличится. «Это будет именно охлажденное мясо, так как российские компании специализируются на его производстве», – добавила г-жа Тюрина. По ее словам, новый технический регламент, если он будет принят, положительно повлияет на бизнес российских компаний: «С ростом предложения увеличатся и запасы охлажденного мяса, а значит, новый стандарт, разрешающий хранить его дольше, окажется на руку отечественным производителям, которые в последнее время активно инвестируют в строительство животноводческих комплексов». По данным ИАМ, российские потребители в последнее время отдают предпочтение охлажденному мясу, а не замороженному. В 2004 году соотношение замороженного и охлажденного мяса составляло 40% к 60%, а теперь – 35% к 65%.
Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин говорит, что и 45 дней – не предел возможностей: в Аргентине, например, охлажденное мясо может храниться до 120 дней. Конечно, для этого надо применять специальные технологии – выдерживать определенную температуру от убоя скота и до упаковки мяса. «Сейчас такие технологии в России доступны единицам, – констатирует г-н Юшин. – Но это не значит, что новый технический регламент принимают преждевременно. Ответственность за качество мяса все равно станет нести его производитель. Новые правила просто увеличивают предельно возможный срок реализации продукции». Ограничение этих сроков до сих пор было головной болью для производителей мяса, отмечает г-н Юшин, теперь же у них будет больше возможностей по доставке своей продукции в охлажденном виде в другие регионы. Это выгодно производителям дорогих видов мяса: свинины, говядины. Производители мяса птицы вряд ли станут использовать подобные технологии, считает Сергей Юшин. Например, если попытаться увеличить срок хранения охлажденной птицы до 30 дней с помощью специальной упаковки, то это повысит ее себестоимость на 15%, добавил он.
Александра Иванская
или неработоспособность ссылки, выделите на странице этот фрагмент и отправьте его
aдминистратору нажатием Ctrl+Enter.