Почему усилия по поддержке АПК Казахстана сводятся к нулю?
Ни чиновники, ни депутаты не несут никакой
ответственности за принятые программы и нормативные акты,
сводящие к нулю эффективность государственных трат. Об этом
говорили аграрии на первом заседании Центрального совета
Союза фермеров.
Руководители Союза фермеров Казахстана ежеквартально будут
заседать с совместно с Минсельхозом. Это повысит
оперативность в обсуждении и решении насущных проблем
отрасли. Об этом СМИ сообщил председатель СФК Ауезхан
Даринов. По словам главного фермера страны, у аграриев очень
много вопросов к чиновникам, однако в интересах развития АПК,
дискуссии за столом переговоров будут полезнее и
плодотворнее, чем публичные претензии и обиды.
Первое такое заседание Центрального совета Союза прошло 13
февраля в здании МСХ РК. В том, что фермеры настроены весьма
«по-боевому», представители Минсельхоза и Минэкономики
убедились уже в самом начале совещания. В приветственном
выступлении председатель СФК Даринов не без доли раздражения
заметил, что с Министерством национальной экономики РК были
согласованы одни кандидатуры для участия, однако на
мероприятия явились другие.
На самом деле, позже это сыграло против реноме госоргана -
представители Минэкономики оказались не готовы ответить на
вопросы крестьян, в чем те не преминули упрекнуть чиновников.
Министерские старались и держали удар как могли.
Справедливости ради стоит признать, что многие новшества в
механизмах господдержки и регулирования сферы АПК были
внедрены уже давно, то есть Тимур Сулейменов со своей
командой вынужден разгребать последствия бурной деятельности
предшественников. В частности, это касается вопросов
налогообложения, о которых фермеры говорили особенно
эмоционально. По словам аграриев, усилия по поддержке АПК со
стороны государства, им же - то есть государством, сводятся
на ноль из-за нормативов и постановлений, принимаемых без
учета реалий и практики. И если с одной стороны чиновники
всячески призывают бизнес выходить из тени, в том числе и
аграрный бизнес, то с другой стороны - его туда сами и
загоняют. К примеру, несколько лет назад Министерство
сельского хозяйства РК установило «лимиты» для КХ по
земельным наделам (для каждой области он свой). В случае,
если земли больше - крестьянскому хозяйству нужно менять
форму собственности - становиться ТОО или АО, или же
искусственно дробиться на более мелкие крестьянские
хозяйства.
Это ещё полбеды. Со своей стороны Министерство национальной
экономики РК установило лимит в 30 000 МРП годового оборота
(сегодня, чуть более 68 млн. тенге) при превышении которого,
согласно п. 2 ст. 568 Налогового кодекса РК, фермер обязан
встать на учет как плательщик НДС. Причем даже при средней
урожайности, рядовое казахстанское КХ (не превышая при этом
лимит по площади) с большой вероятностью лимит в 30 тыс. МРП
годового оборота обязательно превысит, а значит, будет
обязано стать плательщиком НДС.
Однако, став плательщиком НДС, фермер лишается возможности
работать по спецрежиму, то есть оплачивать Единый земельный
налог (ЕЗН), о чем гласит п. 1-1 ст. 439 всё того же
Налогового кодекса.
Кроме того, фермеры часто держат произведенный урожай до
следующего года, в ожидании лучшей цены, а значит, доходы от
производства текущего года «сядут» в оборот только в
следующем году. Есть и другие факторы. Данные противоречия, о
которых неустанно твердят фермеры-практики, похоже, ничуть не
смущают чиновников. Фермеры в очередной раз попросили
отменить ограничение доходов от реализованной продукции -
чиновники в очередной раз обещали подумать.
Ещё одна старая «болячка» - так называемая «прочая
деятельность», ограничивающая крестьянские хозяйства. Проще
говоря, ничем иным, кроме как производства продукции КХ
заниматься нельзя, даже если это помощь в уборке урожая
своему коллеге. Такая деятельность отнесена Налоговым
кодексом к «прочей», и она якобы может принеси фермеру
нелегальные доходы. Фермеры считают, что данный пункт
необходимо вовсе убрать, так как он противоречит самому
укладу сельской жизни, ведь, кроме аграриев, владельцев
техники на селе не так много, а значит, чистить дороги от
снега или подвозить питьевую воду все равно приходится именно
фермерам, так как у сельских акимов для этого нет ни бюджета,
ни техники.
- Я уже говорил, что для решения многих подобных вопросов
нужна лишь политическая воля, - в кулуарах совещания делится
мнением глава СФК Ауезхан Даринов, - однако мнение аграрного
сообщества часто остается не услышанным. Так было по
земельной реформе, и к чему это привело - мы все знаем. Так
было с финансовым оздоровлением агрохолдингов - Союз фермеров
не один год поднимал эту тему, но только после указания Главы
государства Минсельхоз кинулся принимать меры и изучать
ситуацию с их долгами. Не исключаю, что в конечном итоге
выручать холдинги и расплачиваться с банками придется именно
государству, так как больше некому. Да, это, мягко говоря,
противоречит законам рынка, но холдинги - это ещё и
«социалка» множества сёл по стране, поэтому выбор здесь не
так прост.
По словам Даринова, сложного выбора можно было бы избежать,
если бы меры господдержки изначально были равнодоступными как
для мелких товаропроизводителей, так и для крупных холдингов.
Так как нынешняя ситуация с агрохолдингами - есть следствие
непродуманной аграрной политики, за которую снова придется
расплачиваться бюджету, при этом ни чиновники, ни депутаты не
несут никакой ответственности за принятые программы и
нормативные акты, сводящие к нулю эффективность
государственных трат.
- Чиновники сами становятся заложниками собственных фантазий.
Из года в год разрабатываются и утверждаются изначально
неосуществимые программы, основанные не на реальных цифрах, а
«приписках». Достаточно вспомнить, сколько раз Глава
государства давал поручение повысить производительность труда
в сельском хозяйстве, называя конкретные цифры и сроки,
сколько раз он давал конкретные указания по наращиванию
экспорта мяса - никто сейчас об этом не вспоминает, так как
сменились исполнители, сменился состав депутатов парламента,
так что спросить особо и не с кого. Но бюджетные средства
были потрачены. Я думаю, аналогичная судьба ждет и новую
Государственную программу развития АПК на 2017-2021 годы,
если её не подвергнуть существенной доработке. Радует, что
руководство МСХ идёт на контакт и готово к совместной работе.
Мы договорились, что заседания Центрального совета СФК будут
проходить совместно с руководством Минсельхоза, с участием
представителей других ведомств. Это большой шаг для
сотрудничества, - считает глава Союза фермеров Ауезхан
Даринов.
Отметим, в частности, как писало несколько лет назад ИА
«Казах-Зерно», приписки создают проблемы зерновому
рынку. Как утверждают в РОО «Союз фермеров Казахстана»,
в республике есть банальная практика приписывания
урожайности, дабы поднять свой рейтинг.
Пока что фермеры продолжают обсуждать новую Государственную
программу развития АПК на 2017-2021 годы с её механизмами
субсидирования, но даже со старыми правилами субсидирования
не все до конца ясно. Речь о так называемом инвестиционном
субсидировании, когда-то весьма перспективном направлении
господдержки. Однако со временем оказалось, что инструмент
этот не подкреплен достаточными финансовыми средствами:
- Мне с утра звонили с банка - просили погасить
задолженность, - рассказал о своих злоключениях с
инвестиционным субсидированием фермер Атлан Дакеев. - Я купил
технику, поверил государству, которое обещало возместить 25%
стоимости техники, однако денег не было и до сих пор нет!
Будьте добры, раз уж обещали и призывали фермеров участвовать
в госпрограмме - верните деньги!
Другой фермер поднял вопрос финансирования весенне-полевых
работ (ВПР). По словам агрария Игоря Пугачева, этой весной в
связи с новым механизмом многим фермерам придется непросто.
Апокалиптические прогнозы фермера на самом деле имеют под
собой основания. Ранее через форвардный закуп и гарантию СПК
фермер мог взять средства на проведение посевной. Сегодня
государство отказывается от этого механизма, так что на
посевную 2017 года аграрии должны будут брать средства через
АКК, а там уже требуется банковская гарантия и залоги, с
которыми на селе весьма туго.
- Я думаю, что нужен какой-то переходный период. Нельзя
просто так в один момент взять и все изменить. Нужно
сохранить старый механизм, и постепенно внедрять другие
инструменты. Хотя бы на 2-3 года нужно финансировать ВПР по
старой схеме через Продкорпорацию. Опыты над фермерами ни к
чему хорошему не приведут, - считает аграрий Игорь
Пугачев.
Насыщенным конкретикой было выступление и представителей
фермерства Ерементауского района Акмолинской области, где
преобладает животноводство. Фермеры по пунктам разложили
каждую статью новых правил субсидирования, обратив внимание
на недочеты и высказав свои пожелания.
По итогам заседания Центрального совета СФК, фермерами было
принято коллегиальное решение подготовить от имени Союза
обращение к Главе государства и в его Администрацию со своим
видением развития сельскохозяйственной отрасли и
казахстанского села.
Новости по этой теме:
В Западном Казахстане строят уникальный завод по обработке шкур
Восточный Казахстан: Загрузка молокоперерабатывающих предприятий увеличилась на 12%
В Казахстане стало меньше свиней и баранов
Казахстан: Депутаты обеспокоились уменьшением субсидирования на разведение КРС и коневодство в угоду свиноводству
Восточный Казахстан: Бороться с язвой и ящуром - по-новому
Ключевые слова:
сельское хозяйство
География новости:
Казахстан
или неработоспособность ссылки, выделите на странице этот фрагмент и отправьте его
aдминистратору нажатием Ctrl+Enter.