Алтайский край: Законопроект об особо значимых аграрных субъектах прошел нулевые чтения
Вчера, 1 октября, в Общественной палате РФ обсуждали проект Федерального закона «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации». Это так называемое нулевое чтение проекта дало старт процедуре его принятия.
Корректировка механизма
К участию в заседании были приглашены представители профильных министерств и ведомств, отраслевых союзов, эксперты. Из Алтайского края на слушания отправилась большая и представительная делегация, которую возглавил председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Иван Лоор.
Необходимо признать, что задача коренной модернизации аграрного производства и социальной сферы российского села, к сожалению, еще не решена. Для ускорения этих процессов придется, во-первых, существенно увеличить объемы государственной поддержки села, во-вторых, сконцентрировать ее на потенциальных точках роста.
Эта позиция послужила толчком к разработке концепции придания отдельным регионам России статуса особо значимых аграрных субъектов РФ. Впервые такое предложение публично было высказано губернатором Алтайского края Александром Карлиным на Всероссийском сельском сходе в феврале 2008 года в Красноярске. С тех пор идет работа по разработке и принятию закона. В июне 2014 года законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы РФ Алтайским краевым Законодательным Собранием, предварительно получив поддержку и одобрение Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации РФ. И главное на сегодня препятствие к его принятию – отсутствие положительного заключения со стороны Правительства РФ. Оно должно посчитать, во сколько федеральному бюджету обойдется реализация закона и принесет ли он декларируемый разработчиками экономический эффект.
В чем же суть законопроекта? Ключевая его идея в том, что действующий механизм господдержки нуждается в существенной корректировке.
Сегодня механизм федеральной государственной поддержки не выделяет регионы, которые в основном обеспечивают продовольственную безопасность страны. Между тем более четверти валового объема сельхозпродукции приходится на долю всего семи регионов страны. Регионы, которые занимают лидирующие позиции по производству сельхозпродукции в стране, должны получать приоритетную, а главное, комплексную государственную поддержку, однако сегодня они оказываются в наименее выгодном положении, считают разработчики законопроекта.
Примером тому является Алтайский край – один из крупнейших аграрных регионов страны. Он занимает первое место в стране по площади пашни, производству муки, сыра, второе место по производству крупы, третье место по производству макаронных изделий. В рейтинге регионов России по итогам 2014 года Алтайский край сохранил 4 место по поголовью крупного рогатого скота и 3 место по объемам производства молока и мяса. По итогам 2014 года объем валовой продукции сельского хозяйства края составил более 108 млрд рублей. В 2014 году доля расходов бюджета Алтайского края на сельское хозяйство составила 6,5% от общих расходов регионального бюджета (в среднем по России – 3,5%). Потребности населения края обеспечены в полном объеме необходимыми продуктами питания, кроме того, за пределы края вывозится 70% мукомольной продукции и жирных сыров, около 40% сливочного масла.
Большая площадь – меньше средств?
Оказывая государственную поддержку сельскому хозяйству средствами краевого бюджета, регион фактически софинансирует обеспечение продовольствием населения ряда других субъектов. В целом, по экспертной оценке, до половины выделяемого из краевого бюджета объема государственной поддержки опосредованно уходит за пределы края. При этом, имея самую большую в стране посевную площадь сельскохозяйственных культур, край в расчете на 1 га получает средств в 3 раза меньше, чем в среднем по России. По этому показателю Алтайский край находится на 79 месте из 85 субъектов РФ. В других крупнейших агарных регионах (Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, Саратовская область, Волгоградская область, Оренбургская область, Омская область) господдержка на 1 га посевной площади также ниже среднероссийского уровня. В данных регионах сосредоточено 36% пашни страны, около 39% всех посевных площадей сельскохозяйственных культур. На их долю приходится более 26% произведенной валовой продукции сельского хозяйства, там проживает около 9 млн сельских жителей (23% сельского населения страны). При этом доля указанных аграрных регионов в общем объеме государственной поддержки из федерального бюджета составила всего 18%, что гораздо ниже их вклада в развитие отрасли.
Надо отметить, что проект Федерального закона «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации» приобрел еще большую актуальность с введением международных санкций и запретом Россией ввоза импортной продовольственной продукции.
Некоторые дополнительные меры господдержки, предусмотренные в законопроекте:
* Антициклические платежи для поддержки доходов сельхозпроизводителей.
* Товарные кредиты под залог будущего урожая для стабилизации цен на продовольственном рынке и доходов участников.
* Финансирование работ, направленных на развитие сельской производственной, инженерной и социальной инфраструктуры.
* Приобретение сельхозпродукции для государственных нужд, в том числе для обеспечения продовольствием отдельных категорий населения.
* Проведение закупочных и товарных интервенций на рынке сельхозпродукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций для поддержания уровня доходов сельхозпроизводителей, пищевых и перерабатывающих предприятий.
* Закрепление минимальных закупочных цен для инвесторов, вкладывающих в развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Комментарии
Лев Коршунов, председатель совета Общественной палаты Алтайского края, доктор экономических наук:
- Наш регион пробивает эту тему уже несколько лет. Почему? Как известно, черт кроется в деталях. Так где же он?
Фактически закон затрагивает ключевой для любого субъекта РФ ресурс – денежный, ибо говорит о перераспределении финансовых ресурсов в пользу тех, кто попадает под этот закон, но взамен регион обязан увеличить объем сельскохозяйственной продукции.
Однако с точки зрения остальных регионов, а каждый из них имеет свой ворох проблем, в результате принятия законопроекта 8-10 традиционно аграрных субъектов Российской Федерации получают еще и финансовое преимущество. Естественно, остальные опасаются, что это может отрицательно сказаться на экономико-политических и социальных факторах развития их территорий.
При этом необходимо подчеркнуть, что в условиях экономического кризиса финансовый ресурс становится не только экономическим фактором, но и политическим. Он как магнит притягивает все компоненты, необходимые для расширенного воспроизводства, одновременно являясь «крышей» экономического спокойствия, гарантией безопасности для развивающегося бизнеса и своеобразной защитой его.
Мне бы очень хотелось, чтобы нулевые чтения в Общественной палате РФ помогли снять имеющиеся подозрения и противоречия между регионами, преодолеть сопротивление. В конечном счете совместные усилия должны убедить оппонентов, что, решая вопросы развития сельского хозяйства, они в первую очередь решают проблемы своей территории, создавая благоприятные условия для проживания своего населения и одновременно жителей всей страны.
Валерий Гачман, вице-президент Союза зернопереработчиков Алтая:
– Так сложилось, что за счет своего бюджета, в ущерб себе, аграрии и переработчики края помогают другим регионам получать на прилавки недорогие и качественные продукты. Мы отгружаем 40% производимой муки и крупы в другие области Сибири, 30% на Дальний Восток и около 30% на Урал, в Северо-Западный федеральный округ и Поволжье. Но формально сегодня невозможно переложить даже часть финансовой нагрузки по поддержке сельхозпроизводителей и переработчиков на регионы потребления. Считаю, что разумно было бы выделить ряд традиционно аграрных территорий в стране и сконцентрировать средства федерального бюджета, выделяемые на поддержку сельского хозяйства, именно для этих аграрных регионов.
Евгений Барсуков, член комиссии по экономическому развитию и ЖКХ Общественной палаты Алтайского края, директор ООО «Мясная линия Топчихинских хозяйств»:
– При разработке механизмов реализации закона необходимо будет учесть особые условия деятельности банков на территории особо значимых аграрных субъектов. Сейчас есть ряд проектов, в том числе и у нас в Топчихинском районе, которые могут исчезнуть из-за недофинансирования, большой кредитной нагрузки. Все-таки банки по-другому должны будут подходить к финансированию и кредитованию сельхозпредприятий, с учетом нашей специфики, а не смотреть на все отстраненно, как бы со стороны, стараясь извлечь максимальную выгоду.
Не должно государство оставлять без поддержки и стратегически важные проекты, которые имеют длительный экономический, а особенно социальный эффект на селе. Инвесторы самостоятельно с ними не справятся
Новости по этой теме:
Министра в Приамурье подозревают в мошенничестве на миллион рублей
В Красноярском крае пытаются возродить птицеводство и развить товарное рыбоводство
Как обеспечивается продовольственная безопасность в условиях импортозамещения в Ставропольском крае
Аграрии Ленинградской области получат дополнительно 300 млн рублей
В Рязанской области выполнен план по заготовке силоса
Ключевые слова:
сельское хозяйство
География новости:
Россия
или неработоспособность ссылки, выделите на странице этот фрагмент и отправьте его
aдминистратору нажатием Ctrl+Enter.