Глава Минсельхоза Якутии о главной программе развития села до 2020 года
20 мая 2013 г.11:12

Глава Минсельхоза Якутии о главной программе развития села до 2020 года

Президент Якутии Егор Борисов считает, что жизнь в сельской местности можно сделать привлекательной.

«Такая тенденция уже наблюдается в Западной Европе, где люди перебираются из больших городов в сельскую местность. В скором времени аналогичный процесс начнется и у нас. Поэтому необходимо строить работу с учетом этих веяний времени. То, что жить на селе перспективно, мы поймем очень скоро», - сказал недавно во время встречи с населением Егор Борисов.

Глава республики также отметил, что процветание Якутии во многом зависит от развития сельского хозяйства.

Как можно добиться этого? Какие механизмы должны заработать, чтобы сегодня сделать верные шаги в этом направлении? Об этом мы спросили главу Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) Ивана Слепцова.

- С 2002 года сельское хозяйство республики работает в рамках программ социально-экономического развития села. Для расширения охвата всех проблемных сторон деятельности не только производственных, но и социальных сторон министерство активно работает в этом направлении.

Одним из первых шагов стало принятие 30 апреля 2013 года республиканской программы «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Саха (Якутия) на 2013-2017 годы и на период до 2020 года». Одноименная программа также проходит согласование на федеральном уровне.

В программу включены все мероприятия, направленные на развитие сельских территорий в рамках реализации действующих 37 государственных программ, принятых в 2011 году и действующих по 2016 годы.

- Иван Иванович, как охарактеризуете село республики сегодня?

- Состояние села и сельского хозяйства в целом по России – сложное. Если в самой экономике сельского хозяйства там есть какие-то решения, то в целом по социальному развитию села движения почти что нет. Именно поэтому министр Николай Федоров с начала своей работы поставил во главу угла социальную составляющую развития села. Об этом шла речь и во время прошлогодней его рабочей встречи в республике.

Как обстоят дела у нас? Хочется сразу отметить, что более десяти лет руководство республики развитие экономики АПК и социальное развитие села рассматривает в параллели. И это выгодно отличает нашу республику от других регионов. Но время идет вперед, другие регионы также начали работу в этом направлении. Нам же, в силу своих сложных климатических природных условий, при дальнейших рыночных условиях становится уже труднее принимать действенные решения.

Сегодня в более 545 сельских населенных пунктах проживает 342,3 тыс. человек, это 35,8 % от общей численности населения республики. Статистика отражает, что с 1990 по 2010 года из села выехало около 16% населения. Особо остро эта проблема коснулась северных районов. Ежегодное сокращение населения на селе негативно повлияло на социально-экономическое положение села, ведет к сокращению трудоспособного населения.

Несмотря на то, что удалось до 18,4% сократить долю населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сельской местности в 2013 году составила 18 тысяч рублей. Тем не менее, уровень безработицы сельского населения превышает на 4,9%, чем в городской местности, составляет более 17 тысяч человек.

Особо остро стоит жилищная проблема. Материальное положение большинства сельского населения не позволяет пользоваться ипотечным кредитованием при строительстве жилья. Не удовлетворяют уже и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов.

Большая часть жилищного фонда республики (58,9%) исчерпала нормативные сроки использования, крайне низок уровень благоустройства: централизованным водопроводом оборудовано всего 4,7% жилых помещений, канализацией – 2,4%, отоплением – 21,4%, горячим водоснабжением – 5,1%, уровень очистки воды для нужд водоснабжения составляет 29,2%, что ниже среднерегионального и федерального значений.

Развитие социальной инфраструктуры крайне низкое. Обеспеченность больничными койками в сельской местности ниже среднереспубликанского показателя в 1,4 раза. Число ФАПов составляет 74,9% от показателей 90-х годов.

Темпы развития транспортной инфраструктуры остаются крайне низкими: более 90% территории республики не имеет круглогодичного транспортного сообщения, не обеспечены автомобильным дорогам с твердым покрытием 335 из 522 сельских населенных пунктов республики.

В зоне децентрализованного энергоснабжения находится 64% территории республики. В этих районах высока доля использования дизельного топлива (98%), что является причиной высокой стоимости вырабатываемой электроэнергии (в 2013 году – 28,45 руб./кВт*ч), превосходящей среднероссийский уровень более чем в 10 раз (по отдельным дизельным станциям себестоимость доходит до 100 руб./кВт*ч).

К основным проблемам газификации населенных пунктов республики относится значительный износ объектов транспортировки природного газа, очаговый характер заселения с низкой плотностью населения.

Весь этот комплекс проблем низкой комфортности проживания на селе напрямую влияет на социально-экономическое развитие сельских территорий и создание условий эффективного функционирования агропромышленного производства.

- А как оцениваете сельскохозяйственное производство?

- В сельском хозяйстве занято 27,4 тыс. человек, или 5,6% от численности занятых в экономике (374 сельскохозяйственные организации и 275 родовых общин, свыше 3 000 КФХ, ИП, более 87 тысяч ЛПХ). К категории развитых сельскохозяйственных территорий республики можно отнести только 12 из 35 районов (включая Якутск) республики, причем 9 из них ориентированы на производство продукции животноводства.

Мы проанализировали основные проблемы, препятствующие эффективному развитию: низкий уровень рыночной инфраструктуры, изношенность основных производственных фондов, опережающие темпы роста цен на потребляемые ресурсы, особенно энергоресурсы.

Сказывается отсутствие мотивации для молодых специалистов переехать или остаться жить и работать в сельской местности из-за непривлекательности труда в сельском хозяйстве, бытовой неустроенности, низкого жизненного уровня на селе. Сегодня уже назрела необходимость реализации специальной программы на федеральном уровне по закреплении кадров, такого типа как «Земский доктор» и «Сельский учитель».

- Какие цели стали главными в программе устойчивого сельского развития, определенного до 2020 года?

- Мы должны создать условия для роста численности сельского населения и его закрепления. Базой для этого является, считаю, все же труд – люди должны иметь работу. Если есть работа – то будет и школа, и клуб, и все остальное. Поэтому первичное внимание необходимо направить развитию инфраструктуры для агропромышленного комплекса и агропродовольственного рынка.

Есть также комплекс социального блока. Начиная от компактной комплексной застройки сельских территорий и стимулирование инициатив сельских жителей в занятии малым и средним бизнесом.

Но самое главное, мы все вместе должны сформировать позитивное отношение к селу и сельскому образу жизни, повысить общественную значимость сельскохозяйственного труда. Считаю, что это является основой всех других вышеназванных причин.

Возьмите любой телевизионный канал, особенно российский. С чего начинаются новости? С перечисления всех происшествий, убийств, криминала. Большая половина отдельных передач о том же. Даже официальное «Время» не рассказывает о работе сельского производства – весенне-полевых, кормозаготовительных и других работах. А о человеке труда вообще нет ни единого упоминания.

- В чем особенность программы?

- Республика условно поделена на локальные территориальные зоны (кластеры) - центральную, заречную, вилюйскую, промышленную, северную (арктическую) согласно сложившихся природно-климатических и географических условий. Каждый кластер будет интенсивно заниматься более ему подходящим и доходным делом.

Например, в рамках возрождения имущественного комплекса овощеводства и картофелеводства в Олекминском улусе планируется строительство картофелехранилища, приобретение специализированной техники и оборудования для картофелеводства и овощеводства. Особое внимание будет уделено восстановлению и повышению плодородия почв на пахотных угодьях картофелеводческих хозяйств улуса, в том числе с применением местного гипса.

Главным направлением развития заречной группы улусов станет развитие животноводства и растениеводства в зависимости от природно-климатических условий и специализации сельскохозяйственных территорий.

Учитывая выгодное географическое положение, интенсивное развитие инфраструктуры Центральной и Заречной группы улусов, данные сельские территории получат ускоренное развитие, тем самым обеспечив конкурентную среду существенному потоку менее качественного завозного продовольствия.

В Вилюйской группе улусов сформируется территориально-промышленный комплекс, включающий, помимо существующей добычи алмазов, создание новых газоперерабатывающих и газохимических производств.

Повышенные потребительские требования населения Мирнинского и Ленского районов к качеству и ассортименту продукции требуют проведения особой технической, технологической и инвестиционной политики в вилюйских группе районов. В числе основных мероприятий запланировано строительство механизированных убойных пунктов и модернизация пищекомбинатов в г. Нюрбе, с. Верхневилюйск и с. Сунтар.

Для обеспечения сырьевой базы пищекомбинатов планируется развитие мясомолочного скотоводства. В Вилюйском улусе планируется развитие молочного скотоводства, ориентированного на обеспечение потребностей г. Вилюйска и п. Кысыл-Сыр. В Нюрбинском улусе дальнейшее развитие получит разведение мегежекской породы лошадей.

В Промышленной зоне (г. Якутск, Мирнинский, Ленский, Алданский, Нерюнгринский районы) исходя из природно-климатических условий и действующего аграрно-промышленного потенциала, будут специализироваться на скороспелых отраслях животноводства с особым развитием промышленного птицеводства и свиноводства. Так, будут построены цех 2-ой очереди ОАО «Нерюнгринская птицефабрика», свинокомплекс в этом же улусе.

Дополнительным механизмом обеспечения сельскохозяйственной продукцией Якутска станет развитие агропояса в пригородах.

Важным моментом развития Северной (арктической) зоны является повышение уровня жизни коренного населения, который во многом зависит от состояния оленеводства и рыболовства.

Планируется дальнейшее закрепление деятельности комплексного рыбного хозяйства в Жиганском, Аллаиховском, Булунском, Усть-Янском и Нижнеколымском районах.

Модернизируем производство, минимум ручного труда. Анабарский, Кобяйский, Томпонский, Усть-Янский, Нижнеколымский и Эвено-Бытантайский районы – это центры оленеводства. В улусах с кризисным состоянием (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Верхоянский, Среднеколымский) организуем товарную поставку сверхремонтного молодняка оленей.

Отдельной строкой идет направление работы по продовольственному обеспечению крупных городов и промышленных центров (узлов). Так, к каждому городу будет прикреплен улус-поставщик картофеля, овощей, мяса и молока. Например, к Якутску по картофелю и овощам прикрепляется Намский, Хангаласский, Олекминский, по мясу и молоку - Намский, Хангаласский, Горный, улусы заречья.

- Как определено финансирование программы?

- Финансирование осуществляется за счет федеральных, бюджетных и внебюджетных средств в рамках федеральных и республиканских государственных программ. Общий объем финансирования составляет 287 524,52 млн. рублей.

- Иван Иванович, кто является исполнителями программы?

- Исполнителями программы является не только наше министерство, но все исполнительные органы власти – 17 министерств, два Госкомитета, 6 департаментов и, самое главное, муниципальные районы, муниципальные образования сельских поселений. Так что мы все – в одной связке, ответственность равная.

- Каковы конечные цели программы?

- Самое главное - жить на селе станет престижно, сельское хозяйство станет прибыльным бизнесом. Люди будут стремиться жить и работать на селе.

В цифровом отношении к 2020 году мы должны добиться следующих качественных показателей в сельской местности: среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве достигнет 48 750,0 руб. Введем в год до 110 тыс. кв м жилья.

Подключенных к централизованным источникам теплоснабжения домов будет свыше 7 тысяч, увеличим долю ввода индивидуального жилья, газифицировании населенных пунктов доведем более 22%. Построим фельдшерско-акушерские пункты, учреждения культуры. Интернетом и сотовой связью будут охвачены более 99%.



По этой статье комментариев нет.   Обсудить новость


Перейти к списку новостей фуражного рынка

Новости по этой теме:
Аграрии Усть-Абаканского района делают ставку на мелиорацию
В Прииртышье увеличены размеры субсидирования агропромышленного комплекса
В Пермском крае создается региональный центр сельскохозяйственного консультирования.
Поддержка фермерских хозяйств в Алтайском крае в 2013г вырастет на 10%
В Россошанском районе открыли крупнейший в регионе молочный комплекс

Ключевые слова:
сельское хозяйство

География новости:
Россия

Адрес новости: http://www.furazh.ru/n/814B
На сайте работает система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте
или неработоспособность ссылки, выделите на странице этот фрагмент и отправьте его
aдминистратору нажатием Ctrl+Enter.