Белгородские фермеры разводят фазанов и страусов
27 июля 2012 г.15:05

Белгородские фермеры разводят фазанов и страусов

За пять лет действия областной программы развития семейных ферм в Белгородской области создано более 4 тысяч фермерских предприятий, где работают более 37 тысяч человек. Белгородские фермеры разводят коз, овец, кроликов, рыбу, страусов и фазанов, выращивают грибы, овощи и держат пасеки. О том, кто может стать аграрием, как в этом ему помогут власти, и о том, как семейный сельский бизнес помогает решить продовольственную проблему, корреспонденту РИА Новости Анастасии Саенко рассказала начальник управления экономического развития сельских территорий департамента агропромышленного комплекса региона Елена Петрякова.

- Елена Васильевна, пять лет назад была принята областная программа "Семейные фермы Белогорья". Почему региональные власти решили развивать именно малые формы хозяйствования на селе?

- Программа была утверждена в июне 2007 года. Это было время, когда агропромышленный комплекс области начал активно развиваться и прирастать современными предприятиями: бройлерными производствами, свиноводческими комплексами. В первую очередь, они предполагают конвейерное производство, концентрацию комплексов в отдельном районе (в то время производства открывались в центральных, северо-западных районах области), использование молодых квалифицированных кадров. Потому остро встала проблема занятости сельских жителей, не подходящих по возрасту или уровню образования. Одновременно с этим повысился потребительский спрос на более качественные, разнообразные, натуральные продукты.
Поэтому губернатор Евгений Савченко предложил идею развития небольших фермерских хозяйств. И столь активная реализация программы – в первую очередь заслуга губернатора.

- Какие цели ставили перед собой местные власти, утверждая программу?

- Важно было не только создать рабочие места, но и изменить менталитет людей, привыкших работать "на дядю", а не на себя. Владельцы семейных ферм отвечают не только за свою семью, но и за людей, которым они дают работу. Эта мера ответственности очень весомая. Если человек переломил себя и решился на это, то задача властей - немного поддержать его: что-то подсказать, где-то помочь с обустройством - создать инфраструктуру предприятия или помочь выбрать направление, которое ему может принести доход.

Другими словами, основная цель – создать условия, при которых человеку не страшно было бы изменить свою жизнь, помочь предпринимателю развить свои таланты, закрепиться на своей земле.

К тому же создание семейных ферм – это еще и решение продовольственной проблемы. В период кризиса, в 1990-е, мы "подсели на иглу" очень некачественных импортных продуктов. Я хорошо помню, как мы покупали товары из-за красивой обертки или низкой цены, даже не думая о том, что находится внутри. И чтобы теперь вытеснить с продовольственного рынка некачественную продукцию, нам нужно произвести достаточный объем своей - качественной и при этом недорогой.

- Пять лет – это первый своеобразный рубеж. Что Вы считаете главным итогом реализации программы?

- Основным достижением прошедших лет мы считаем создание на территории области новой социальной группы населения – владельцев семейного агробизнеса. В настоящее время более 7% сельского населения области являются участниками нашей программы. Наверное, ни одна из работающих сейчас на территории области программ не может похвастаться таким разнообразием участников и направлений деятельности.

В целом за пять лет на реализацию программы привлечено более 6,8 миллиарда рублей, в том числе в виде субсидий и грантов - более 618 миллионов рублей.
В 2011 году фермерские хозяйства региона произвели более 440 тысяч тонн продукции на общую сумму более 6 миллиардов рублей, что на 74% больше, чем в 2010 году. По плану, в 2012 году производство должно достигнуть 580 тысяч тонн, а сумма выручки от ее реализации и оказания услуг составит 10 миллиардов рублей.

Одним из показателей популярности программы, доверия к ней жителей области является резкий рост привлечения собственных средств для развития бизнеса. Его динамика очень существенная. Если в 2009 году жители области вложили в развитие своих проектов только 6 миллионов рублей, то в 2011 году уже 917 миллионов. Рост привлечения кредитов тоже впечатляет – объем привлеченных ресурсов увеличился более чем в два раза. В 2009 году эта сумма была 326,6 миллиона рублей, в 2011 – 772,9 миллиона рублей, а за пять месяцев текущего года уже 423 миллиона.
Белгородцы вкладывают средства и силы в развитие своего бизнеса на своей земле. Это, на мой взгляд, самый яркий показатель их доверия к правительству области.

- Участником программы может быть каждый или только те, у кого есть соответствующее профессиональное образование и опыт?

- Фермерством занимаются представители разных профессий, зачастую далеких от сельскохозяйственных: инженеры, менеджеры, учителя и бывшие военнослужащие… В 45 лет ведь еще вся жизнь впереди! Особняком от остальных стоят молодые специалисты, которые закончили вузы, техникумы. Это наша надежда. Их пока немного и их нужно заинтересовать, например, использованием современных или даже уникальных технологий – созданием теплиц с автоматизированными системами микроклимата, механизированных животноводческих ферм и так далее. Но основная масса – это, конечно, люди, которые большую часть своей жизни работали в сельскохозяйственных предприятиях: бывшие механизаторы, доярки, агрономы.

Самое интересное, что наиболее успешно развиваются те, кто пришел в программу от безысходности. Их истории часто начинаются так: "Я остался без работы, и мне надо было думать, как дальше жить. Координаторы программы предложили открыть ферму, рассказали о поддержке. И я решился". Или еще вариант: переселенцы, которые приехали в область с небольшой суммой денег. На то, чтобы поселиться в городе, средств не хватило, и им надо было как-то выживать.

- Но ведь среди участников программы есть как успешно развивающиеся хозяйства, так и более слабые?

- Программой определено несколько категорий участников. Первая – это группа людей, которые получают небольшой доход – они либо только начинают развиваться, либо нашли свою нишу и им этого достаточно для того, чтобы семья жила в достатке. Следующая категория – семейные фермы. Это наша гордость – участники программы, преодолевшие этап «начинающих». Основное условие перехода в эту категорию – производство товаров или услуг на сумму более 1 миллиона рублей в год. Это предприниматели, которые хотят развиваться, четко понимают, как будут этого добиваться; это те, кто создает рабочие места для жителей своего сельского поселения, активно участвует в его социальной жизни. Сегодня в области уже около 4,2 тысячи семейных ферм. Самая высокая ступенька развития сельского предпринимателя – формирование крупного инвестиционного проекта.

- В каких направлениях сельского хозяйства работают фермеры?

- Мы развиваем 11 отраслевых направлений (пчеловодство, овощеводство, птицеводство и другие). Есть и экзотические виды бизнеса, и многие из них вполне благополучно прижились: это выращивание винограда и ароматических трав, разведение перепелов, производство пчелиного воска и гусиной печени (фуа-гра). До 2009 года все это для Белгородской области было в новинку.

В Старом Осколе, например, есть фазанья ферма. В ней не меньше 15 видов фазанов. Фермеры разводят их для охотничьих хозяйств, зоопарков, зооуголков.
Один предприниматель в течение 10 лет разводит страусов. Раньше на его ферму приезжали «на экскурсию» со всех концов страны. А сейчас почти в каждом районе кто-то пытается разводить страусов. Например, в Ракитянском районе есть предприниматель, который занимается производством полуфабрикатов: скупает мясо, перерабатывает и продает. Ему показалось мало: построил хранилище для овощей, а потом купил несколько страусов. Я спрашиваю: "Зачем они вам?" – "Я их разводить буду". – "А для чего?" – "Да вы знаете, какое у них дорогое мясо!" Белгородцы очень изобретательны. Главное, чтобы человек понял, что ему помогут и что завтра его труды не пропадут даром, тогда преград у него нет.

- С какими сложностями пришлось столкнуться при реализации программы?

- Самая большая проблема, с которой мы столкнулись в ходе реализации программы, – низкая предпринимательская активность сельских жителей, чрезмерная осторожность, отсутствие веры в себя самого. Многое нужно было сделать для того, чтобы человек, работающий на земле, начал себя уважать и понял, что он имеет право на уважение других. Есть еще один важный момент: уверенность в завтрашнем дне.

Можно сказать, что сейчас перелом в сознании белгородцев уже произошел. Нам стало легче работать, потому что люди поверили в то, что силы, время и деньги, которые они вкладывают в свой бизнес, принесут должные результаты, Что никто не имеет права и не пытается посягнуть на их собственность, и только от их предприимчивости, умения и трудолюбия зависит успех дела.

- Как обстоят дела с рынками сбыта?

- Формирование каналов сбыта и сейчас для нас одна из самых главных проблем. Мы используем по максимуму все доступные нам каналы (переработка, магазины шаговой доступности, рыночная и ярмарочная торговля, оптовые поставки). Создаем новые - например, сеть магазинов "Фермер". Пытаемся входить в торговые сети.

Произвести сельскохозяйственную продукцию – это только половина дела, нужно еще довести ее до покупателя, сделать конкурентоспособной. Силами одного департамента эту проблему не решить, потому что тут вступают в игру рынки, сети, магазины. Чтобы завоевать рынок и найти "своего" покупателя, надо, в первую очередь, создать себе репутацию, доказать, что твоя продукция хорошего качества. И наши потребители это уже понимают. А чтобы удержаться на рынке, нужны большие объемы. Потому сейчас мы работаем не над увеличением количества предпринимателей, а над расширением их бизнеса. Холдингов и заводов мы строить не собираемся, а вот создать крепкие предприятия, которые производят много хорошей продукции, – должны.

- Способен ли запущенный механизм сегодня работать самостоятельно, без господдержки?

- Совсем без поддержки – нет. Формы поддержки, которые сейчас получают участники программы, разнообразны: информационная, административная, финансовая, обучение ведению бизнеса и бизнес-планированию. И надо сказать, что из этого перечня финансовая поддержка – не самая важная. Считается, что государственная поддержка – это в первую очередь финансы: субсидии, гранты. То есть деньги, которые даются, но не возвращаются. Без такой поддержки фермерам будет трудно, но это возможно. А вот без консультационной, информационной поддержки – невозможно. Если вкладывать деньги в производство, необходимо планировать создание высокоэффективного производства. Иначе зачем огород городить? И для того чтобы открыть в селе дело, поддержка местной администрации необходима.

Когда человек начинает производство, сразу возникает масса вопросов. Один из самых сложных: где взять землю? У нас в Белгородской области свободной, не обрабатываемой земли нет. Счет тут уже идет не на гектары, а на сотки. Сейчас это самый сложный вопрос в программе. Поэтому мы стараемся ориентировать людей на то, чтобы они занимались бизнесом, не требующим больших участков земли и использовали технологические решения, позволяющие не только получить максимальную прибыль, но и сохранить почвенный состав используемых земель.

Второе – любой вид сельскохозяйственного бизнеса предусматривает доведение товара до вида, приятного для потребителей. Это калибровка, мойка, упаковка, производство полуфабрикатов, деликатесов (от квашеной капусты до копченых балыков). Нужно сделать товар конкурентоспособным. А чтобы производить качественно и дешево, надо создать дорогостоящую инфраструктуру. Без содействия со стороны властей решить эти проблемы фермерам невозможно.



По этой статье комментариев нет.   Обсудить новость


Адрес новости: http://www.furazh.ru/n/7494
На сайте работает система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте
или неработоспособность ссылки, выделите на странице этот фрагмент и отправьте его
aдминистратору нажатием Ctrl+Enter.