Белгородские фермеры разводят фазанов и страусов
За пять лет действия областной программы развития семейных ферм в Белгородской области создано более 4 тысяч фермерских предприятий, где работают более 37 тысяч человек. Белгородские фермеры разводят коз, овец, кроликов, рыбу, страусов и фазанов, выращивают грибы, овощи и держат пасеки. О том, кто может стать аграрием, как в этом ему помогут власти, и о том, как семейный сельский бизнес помогает решить продовольственную проблему, корреспонденту РИА Новости Анастасии Саенко рассказала начальник управления экономического развития сельских территорий департамента агропромышленного комплекса региона Елена Петрякова.
- Елена Васильевна, пять лет назад была принята областная программа "Семейные фермы Белогорья". Почему региональные власти решили развивать именно малые формы хозяйствования на селе?
- Программа была утверждена в июне 2007 года. Это было время,
когда агропромышленный комплекс области начал активно
развиваться и прирастать современными предприятиями:
бройлерными производствами, свиноводческими комплексами. В
первую очередь, они предполагают конвейерное производство,
концентрацию комплексов в отдельном районе (в то время
производства открывались в центральных, северо-западных
районах области), использование молодых квалифицированных
кадров. Потому остро встала проблема занятости сельских
жителей, не подходящих по возрасту или уровню образования.
Одновременно с этим повысился потребительский спрос на более
качественные, разнообразные, натуральные продукты.
Поэтому губернатор Евгений Савченко предложил идею развития
небольших фермерских хозяйств. И столь активная реализация
программы – в первую очередь заслуга губернатора.
- Какие цели ставили перед собой местные власти, утверждая программу?
- Важно было не только создать рабочие места, но и изменить менталитет людей, привыкших работать "на дядю", а не на себя. Владельцы семейных ферм отвечают не только за свою семью, но и за людей, которым они дают работу. Эта мера ответственности очень весомая. Если человек переломил себя и решился на это, то задача властей - немного поддержать его: что-то подсказать, где-то помочь с обустройством - создать инфраструктуру предприятия или помочь выбрать направление, которое ему может принести доход.
Другими словами, основная цель – создать условия, при которых человеку не страшно было бы изменить свою жизнь, помочь предпринимателю развить свои таланты, закрепиться на своей земле.
К тому же создание семейных ферм – это еще и решение продовольственной проблемы. В период кризиса, в 1990-е, мы "подсели на иглу" очень некачественных импортных продуктов. Я хорошо помню, как мы покупали товары из-за красивой обертки или низкой цены, даже не думая о том, что находится внутри. И чтобы теперь вытеснить с продовольственного рынка некачественную продукцию, нам нужно произвести достаточный объем своей - качественной и при этом недорогой.
- Пять лет – это первый своеобразный рубеж. Что Вы считаете главным итогом реализации программы?
- Основным достижением прошедших лет мы считаем создание на территории области новой социальной группы населения – владельцев семейного агробизнеса. В настоящее время более 7% сельского населения области являются участниками нашей программы. Наверное, ни одна из работающих сейчас на территории области программ не может похвастаться таким разнообразием участников и направлений деятельности.
В целом за пять лет на реализацию программы привлечено более
6,8 миллиарда рублей, в том числе в виде субсидий и грантов -
более 618 миллионов рублей.
В 2011 году фермерские хозяйства региона произвели более 440
тысяч тонн продукции на общую сумму более 6 миллиардов
рублей, что на 74% больше, чем в 2010 году. По плану, в 2012
году производство должно достигнуть 580 тысяч тонн, а сумма
выручки от ее реализации и оказания услуг составит 10
миллиардов рублей.
Одним из показателей популярности программы, доверия к ней
жителей области является резкий рост привлечения собственных
средств для развития бизнеса. Его динамика очень
существенная. Если в 2009 году жители области вложили в
развитие своих проектов только 6 миллионов рублей, то в 2011
году уже 917 миллионов. Рост привлечения кредитов тоже
впечатляет – объем привлеченных ресурсов увеличился более чем
в два раза. В 2009 году эта сумма была 326,6 миллиона рублей,
в 2011 – 772,9 миллиона рублей, а за пять месяцев текущего
года уже 423 миллиона.
Белгородцы вкладывают средства и силы в развитие своего
бизнеса на своей земле. Это, на мой взгляд, самый яркий
показатель их доверия к правительству области.
- Участником программы может быть каждый или только те, у кого есть соответствующее профессиональное образование и опыт?
- Фермерством занимаются представители разных профессий, зачастую далеких от сельскохозяйственных: инженеры, менеджеры, учителя и бывшие военнослужащие… В 45 лет ведь еще вся жизнь впереди! Особняком от остальных стоят молодые специалисты, которые закончили вузы, техникумы. Это наша надежда. Их пока немного и их нужно заинтересовать, например, использованием современных или даже уникальных технологий – созданием теплиц с автоматизированными системами микроклимата, механизированных животноводческих ферм и так далее. Но основная масса – это, конечно, люди, которые большую часть своей жизни работали в сельскохозяйственных предприятиях: бывшие механизаторы, доярки, агрономы.
Самое интересное, что наиболее успешно развиваются те, кто пришел в программу от безысходности. Их истории часто начинаются так: "Я остался без работы, и мне надо было думать, как дальше жить. Координаторы программы предложили открыть ферму, рассказали о поддержке. И я решился". Или еще вариант: переселенцы, которые приехали в область с небольшой суммой денег. На то, чтобы поселиться в городе, средств не хватило, и им надо было как-то выживать.
- Но ведь среди участников программы есть как успешно развивающиеся хозяйства, так и более слабые?
- Программой определено несколько категорий участников. Первая – это группа людей, которые получают небольшой доход – они либо только начинают развиваться, либо нашли свою нишу и им этого достаточно для того, чтобы семья жила в достатке. Следующая категория – семейные фермы. Это наша гордость – участники программы, преодолевшие этап «начинающих». Основное условие перехода в эту категорию – производство товаров или услуг на сумму более 1 миллиона рублей в год. Это предприниматели, которые хотят развиваться, четко понимают, как будут этого добиваться; это те, кто создает рабочие места для жителей своего сельского поселения, активно участвует в его социальной жизни. Сегодня в области уже около 4,2 тысячи семейных ферм. Самая высокая ступенька развития сельского предпринимателя – формирование крупного инвестиционного проекта.
- В каких направлениях сельского хозяйства работают фермеры?
- Мы развиваем 11 отраслевых направлений (пчеловодство, овощеводство, птицеводство и другие). Есть и экзотические виды бизнеса, и многие из них вполне благополучно прижились: это выращивание винограда и ароматических трав, разведение перепелов, производство пчелиного воска и гусиной печени (фуа-гра). До 2009 года все это для Белгородской области было в новинку.
В Старом Осколе, например, есть фазанья ферма. В ней не
меньше 15 видов фазанов. Фермеры разводят их для охотничьих
хозяйств, зоопарков, зооуголков.
Один предприниматель в течение 10 лет разводит страусов.
Раньше на его ферму приезжали «на экскурсию» со всех концов
страны. А сейчас почти в каждом районе кто-то пытается
разводить страусов. Например, в Ракитянском районе есть
предприниматель, который занимается производством
полуфабрикатов: скупает мясо, перерабатывает и продает. Ему
показалось мало: построил хранилище для овощей, а потом купил
несколько страусов. Я спрашиваю: "Зачем они вам?" –
"Я их разводить буду". – "А для чего?" –
"Да вы знаете, какое у них дорогое мясо!"
Белгородцы очень изобретательны. Главное, чтобы человек
понял, что ему помогут и что завтра его труды не пропадут
даром, тогда преград у него нет.
- С какими сложностями пришлось столкнуться при реализации программы?
- Самая большая проблема, с которой мы столкнулись в ходе реализации программы, – низкая предпринимательская активность сельских жителей, чрезмерная осторожность, отсутствие веры в себя самого. Многое нужно было сделать для того, чтобы человек, работающий на земле, начал себя уважать и понял, что он имеет право на уважение других. Есть еще один важный момент: уверенность в завтрашнем дне.
Можно сказать, что сейчас перелом в сознании белгородцев уже произошел. Нам стало легче работать, потому что люди поверили в то, что силы, время и деньги, которые они вкладывают в свой бизнес, принесут должные результаты, Что никто не имеет права и не пытается посягнуть на их собственность, и только от их предприимчивости, умения и трудолюбия зависит успех дела.
- Как обстоят дела с рынками сбыта?
- Формирование каналов сбыта и сейчас для нас одна из самых главных проблем. Мы используем по максимуму все доступные нам каналы (переработка, магазины шаговой доступности, рыночная и ярмарочная торговля, оптовые поставки). Создаем новые - например, сеть магазинов "Фермер". Пытаемся входить в торговые сети.
Произвести сельскохозяйственную продукцию – это только половина дела, нужно еще довести ее до покупателя, сделать конкурентоспособной. Силами одного департамента эту проблему не решить, потому что тут вступают в игру рынки, сети, магазины. Чтобы завоевать рынок и найти "своего" покупателя, надо, в первую очередь, создать себе репутацию, доказать, что твоя продукция хорошего качества. И наши потребители это уже понимают. А чтобы удержаться на рынке, нужны большие объемы. Потому сейчас мы работаем не над увеличением количества предпринимателей, а над расширением их бизнеса. Холдингов и заводов мы строить не собираемся, а вот создать крепкие предприятия, которые производят много хорошей продукции, – должны.
- Способен ли запущенный механизм сегодня работать самостоятельно, без господдержки?
- Совсем без поддержки – нет. Формы поддержки, которые сейчас получают участники программы, разнообразны: информационная, административная, финансовая, обучение ведению бизнеса и бизнес-планированию. И надо сказать, что из этого перечня финансовая поддержка – не самая важная. Считается, что государственная поддержка – это в первую очередь финансы: субсидии, гранты. То есть деньги, которые даются, но не возвращаются. Без такой поддержки фермерам будет трудно, но это возможно. А вот без консультационной, информационной поддержки – невозможно. Если вкладывать деньги в производство, необходимо планировать создание высокоэффективного производства. Иначе зачем огород городить? И для того чтобы открыть в селе дело, поддержка местной администрации необходима.
Когда человек начинает производство, сразу возникает масса вопросов. Один из самых сложных: где взять землю? У нас в Белгородской области свободной, не обрабатываемой земли нет. Счет тут уже идет не на гектары, а на сотки. Сейчас это самый сложный вопрос в программе. Поэтому мы стараемся ориентировать людей на то, чтобы они занимались бизнесом, не требующим больших участков земли и использовали технологические решения, позволяющие не только получить максимальную прибыль, но и сохранить почвенный состав используемых земель.
Второе – любой вид сельскохозяйственного бизнеса предусматривает доведение товара до вида, приятного для потребителей. Это калибровка, мойка, упаковка, производство полуфабрикатов, деликатесов (от квашеной капусты до копченых балыков). Нужно сделать товар конкурентоспособным. А чтобы производить качественно и дешево, надо создать дорогостоящую инфраструктуру. Без содействия со стороны властей решить эти проблемы фермерам невозможно.
Новости по этой теме:
Индейка на подлете
Курс на подъем
Россия с 23 августа снизит пошлины на ввоз свинины и живых свиней
За полгода птицефабрики Алтайского края произвели 337 млн штук яиц
В Ялуторовском районе Тюменской области при поддержке регионального Правительства построят птицефабрику по производству индюков
Ключевые слова:
птицеводство
География новости:
Россия
или неработоспособность ссылки, выделите на странице этот фрагмент и отправьте его
aдминистратору нажатием Ctrl+Enter.